Вот уже второй класс и второе полугодие, а это значит, что пора брать в руки вторую часть учебника русского языка. Если ребенок учится по программе перспектива, то берем учебник Клмановой, уже знакомый нам ранее. Премудростей особых в нем не будет, простые задания. Даже странно, как можно научить ребенка русскому языку по этому учебнику. Но уроки есть уроки, да и дети все разные. Некоторым и с такими заданиями справиться сложно, а некоторые настолько неуверенные в себе, что есть необходимость сверить свои ответы с ГДЗ - готовыми домашними заданиями - по русскому языку.

Вот мы и предоставляем вам такую возможность - свериться с правильными ответами на ГДЗ  ИгрыПлюс. Обратите внимание, что на этой странице ответы к учебнику до 2019 года. В новом учебнике встречаются те же задания, но в другом порядке, при желании можно найти и сориентироваться. Или же воспользуйтесь ответами к белому учебнику, они тоже есть у нас на сайте в разделе ГДЗ по русскому языку за второй класс.

Старайтесь учить русский язык усердно, потому что с каждым годом правила будут усложняться, будет становиться все труднее. Но если есть базовые знания, надстройку на них сделать легче, проще их расширить и впитать новое. Что-то не поняли по русскому языку за второй класс - спрашивайте в комментариях, постараемся ответить.

Ответы к учебнику русский язык 2 класс 2 часть, Климанова

В нашем ГДЗ страницы расположены так же, как в учебнике. Выбирайте нужную и смотрите ответы на задания.

 Вот уже второй класс и второе полугодие, а это значит, что пора брать в руки вторую часть учебника русского языка. Если ребенок учится по программе перспектива, то берем учебник Клмановой, уже знакомый нам ранее. Премудростей особых в нем не будет, простые задания. Даже странно, как можно научить ребенка русскому языку по этому учебнику. Но уроки есть уроки, да и дети все разные. Некоторым и с такими заданиями справиться сложно, а некоторые настолько неуверенные в себе, что есть необходимость сверить свои ответы с ГДЗ - готовыми домашними заданиями - по русскому языку.

Вот мы и предоставляем вам такую возможность - свериться с правильными ответами на ГДЗ  ИгрыПлюс. Обратите внимание, что на этой странице ответы к учебнику до 2019 года. В новом учебнике встречаются те же задания, но в другом порядке, при желании можно найти и сориентироваться. Или же воспользуйтесь ответами к белому учебнику, они тоже есть у нас на сайте в разделе ГДЗ по русскому языку за второй класс.

Старайтесь учить русский язык усердно, потому что с каждым годом правила будут усложняться, будет становиться все труднее. Но если есть базовые знания, надстройку на них сделать легче, проще их расширить и впитать новое. Что-то не поняли по русскому языку за второй класс - спрашивайте в комментариях, постараемся ответить.

Ответы к учебнику русский язык 2 класс 2 часть, Климанова

В нашем ГДЗ страницы расположены так же, как в учебнике. Выбирайте нужную и смотрите ответы на задания.

Стр. 4-13

Страница 4. ГДЗ к теме Слово и его значение

Стр. 4

1. Посоревнуйтесь, кто больше знает слов...

На небе: облака, звёзды, солнце, месяц.
На земле: цветы, деревья, лужи, следы, кочки.
В воде: рыбы, водоросли, улитки, кувшинки.

Стр. 5

2. Рассмотрите рисунки. Опишите с помощью слов, что на них изображено. Составьте одно-два предложения по каждому рисунку. Запишите.

Ребята собирали грибы. Они набрали полные корзины боровиков.
Рыбки плывут вдоль рифа. Краб прячется в кораллах.

3. Посмотрите друг на друга. Попробуйте правильно назвать словами черты лица. Подберите слова, обозначающие цвет волос и глаз.

Тонкие/пухлые губы, длинный/короткий/вздёрнутый нос, большие глаза, широкие скулы, густые брови/ресницы.
Глаза карие, серые, голубые, зелёные.
Волосы русые, чёрные, каштановые.

4. Назовите словами все предметы в классной комнате. Все ли слова вам известны? Проверьте себя.
Перечислите всё, что лежит у вас на парте. Можно ли найти слово или словосочетание для обозначения всех предметов сразу?

Парта, стул, доска, стол учителя...
Тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, пенал, учебник - школьные принадлежности.

Стр. 6

Упр.5. Выполните упражнение из старинного учебника. Кто имеет кровное родство, а кто - духовное? Прочитайте слова.

Духовное родство: тесть, тёща, зять, невестка, крестник, крёстные. 

Чти отца твоего и мать твою.
При солнышке тепло, при матери добро.

Ответ на загадку: бабушка, мама и дочь.

Все предметы вокруг имеют названия.

Страница 7 учебника русского языка

Упр.6. Игра "Знатоки". Какие слова загаданы? Запиши их.
Какая орфограмма есть во всех отгадках?

Пассажир, троллейбус, суббота, аллея.
Удвоенная согласная.

Стр. 8-9

7. Рассмотрите рисунки. Какие столы на них изображены? А какие ещё бывают столы? Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его можно было назвать словом стол?

Прямоугольный, круглый и деревянный столы. Столы могут различаться по форме и материалу.
У стола есть ножки и столешница.
Модель слова стол:
(-)(-)О(-)

Пруд, озеро - водоёмы.
Лужа меньше пруда. Пруд меньше озера. Озеро меньше океана.
Лужа, пруд, озеро, океан.
Зимой лужа похожа на маленький каток. Осенью лужа похожа на маленький пруд

Стр. 10

8. Допишите предложение.

Гусь - это птица. Он плавает. У него красный клюв, длинная шея и широкие лапки.

9. Какие названия птиц вы знаете? Что у них общего? Можно ли назвать курицу птицей? Продолжите высказывания Ани и Вани. С каким из них вы согласны?

- Курицу нельзя назвать птицей, потому что она плохо умеет летать.
- Курица - это птица, потому что у нее есть крылья.

Стр. 11-12

10. Посоревнуйтесь: кто полнее и точнее опишет предмет, не называя его словом, тот и победит. Для этого выберите любое из приведенных ниже слов.

Редис. Это овощ, он красный, круглый, маленький. Это корнеплод. Он растет в земле.
Огурец. Это овощ, он зеленый, продолговатый. Растет на длинном вьющемся стебле.
Яблоко. Это фрукт. Оно круглое, бывает зелёное, жёлтое, красное, на вкус сладкое. Растет на дереве.
Лимон. Это фрукт. Он желтый, почти круглый, кислый. Растет в жарких странах.
Капуста. Это овощ. Она зелёная, круглая, состоит из большого количества собранных в кочан листьев.

11. Каким одним словом можно заменить слова  каждой строки? Закончите предложения и запишите их.

Ромашка, василёк, незабудка - это цветы.
Берёза, сосна, дуб - это деревья.
Сирень, шиповник, смородина - это кустарники.
Деревья, кустарники, цветы - это растения.

Стр. 13

12. Прочитайте загадку. Отгадайте ее. Объясните, какие буквы в словах пропущены. Запишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

На лесной полянке
Я всё утро рос
Под напев зарянки,
Говорок берёз.
Подберёзовик.

Лесной - лес, полянке - поле, берез - словарное слово.

14-18 Имена соб. и нар.

Стр. 14

13. Прочитайте по порядку слова сначала левого, а потом правого столбика.
Сравните слова, придумайте, что в них общего и чем они различаются.
Напишите предложения по образцу.

Самара, Москва, Тверь - это города. Волга, Ока, Нева - это реки. Вася, Петя, Вова - это имена.

14. Подберите и запишите пять имён собственных и пять нарицательных.

Ответ к упражнению 14:

Россия, Обь, Маша - имена собственные. Кошка, собака, город - имена нарицательные.

15. Разгадайте ребусы. Запишите имена ребят. Какие слова лишние?

Чтобы научиться разгадывать ребусы, перейдите по этой ссылке >>

Ответы на ребусы:

Наташа, Вова, Валя, вода, бананы, Ваня, Надя.

16. Как пишется твоё полное имя и отчество? Запиши. Это твоё имя собственное.

Пишем свое имя и отчество. Например: Артём Александрович, Елизавета Дмитриевна.

17. Мальчика можно назвать по-разному: мальчик, ученик, школьник, второклассник, сын, внук. А как можно сказать о девочке? Запишите.

Девочка, ученица, школьница, второклассница, дочь, внучка.

18. Прочитайте слова. Разделите их на две группы: имена собственные и имена нарицательные.
Запишите слова в два столбика.

пёс             Полкан
кошка         Мурка
кот             Васька
собака        Дружок
корова        Зорька
телёнок      Рыжик
конь           Воронок

19. Прочитайте слова. Объясните, чем они различаются. Устно вставьте в каждое предложение подходящие по смыслу слова.

1. Лёва Скворцов делал домик для скворцов.
2. Олег Пастухов был у пастухов.
3. Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы рыбаков.
4. Толя Арбузов привёз много арбузов.
5. Женя Охотников читал книгу про охотников.

Записываем любые 2 из этих предложений.

20. Придумайте собакам клички, которые начинались бы со звуков ж-ш, д-т. Запишите. Какие правила вы вспомнили?

Жучка, Шарик, Димка, Тишка.

21. Прочитайте слова. Есть ли среди них имена собственные? Правильно ли написаны слова? Запишите слова, исправляя допущенные ошибки.

Животные, кошка, конь, собака, Гнедой, Мурка, Пушок.

22. Рассмотрите рисунки. Придумайте животным такие клички, чтобы они отражали их характер или указывали на внешний вид. Составьте и запишите 3-4 предложения об этих животных.

Корова Пеструшка пасется на лугу. Щенок Звоночек будит нас поутру звонким лаем. У кота Матроскина есть полоски на спинке и на хвосте.

23.  Прочитайте веселые стихи А.Кушнера. Какие имена нарицательные поэт превратил в имена собственные? (фонтан, вагон, диван, компот, редис) Придумайте подобное четверостишие и запишите его.

Семён Семёнович Семёнов!
Руслан Русланович Русланов!
Картон Картонович Картонов!
Банан Бананович Бананов!

19-24 Слова с неск. зн.

Страница 19

24. Рассмотрите рисунки. ... Составьте и запишите 4 предложения со словом кисть. Сколько значений у этого слова.

Штору украшала длинная кисть. Кисть винограда виднелась из-под его листьев. Маляр взял кисть и покрасил стену. Я поднял вверх кисть руки.

25. В каких случаях можно употреблять слово идёт?... Составьте предложение с этим словом.

Дождь идёт с самого утра.

26. Прочитайте слова. Составьте с ними словосочетания.

Золотой браслет, золотые руки, золотой человек.

27. Прочитайте стихотворение...

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые нас руки растят!

28. Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что у них общего? Спишите, подчеркните многозначные слова.

1. У нашего кота Барсика пушистый хвост. На хвосте самолёта видна красная звезда.
2. У маленького Саши от мороза покраснел нос. Нос моторной лодки уткнулся в низкий песчаный берег.
3. В ночном небе сверкнула ослепительная молния. Молния на горнолыжной куртке неожиданно расстегнулась.

29. Рассмотрите рисунки. Можно ли использовать такие сочетания слов: нос самолёта, нос лисы, нос корабля? ... Составьте предложение с любым из данных сочетаний.

Нос лисы чует маленькую мышку даже под слоем снега.

30. ... Составьте со словом игла 2-3 предложения.

Швейная игла была воткнута в игольницу. Ёжик защищается своими иглами от врагов. Другое название вязальной иглы - спица.

31. Прочитайте стихи. В каких значениях употребляется слово колокольчик?...

Колокольчик - звоночек и колокольчик  цветок, они внешне похожи, слово многозначное.

Словесное творчество

32. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. Какое оно: весёлое, грустное, обыкновенное или удивительное?... Выпишите выделенные слова и составьте пары по образцу.

Язычок ботинка - язычок котёнка; глазок картошки - глазок дверной; горлышко бутылки - горлышко соловья.
Окошко - окошек, глазком - глаза, картошка - картошечка, горлышком - горлышек.

25 Омонимы

Страница 25

33. Нарисуйте модели слов. Сравните слова по значению, звучанию и написанию. (одинаковые) Составьте два предложения с любой парой одинаковых по звучанию, но разных по значению слов.

Мы вырастили на огороде зелёный лук. Иван взял лук и стрелы и отправился в путь.

34. Рассмотрите рисунки... Составьте 4 предложения с любыми из данных слов и запишите их.

Бык пасся на лугу и жевал траву. Мост крепко стоял на быках. Овсянка нежно пела у нашего окна. Мама приготовила на завтрак овсянку.

26-32 Синонимы

Страница 26

35. Прочитайте группы слов... Спишите пословицу. Составьте по рисунку 2-3 предложения с любыми из данных слов.

Мудрым никто не родился, а научился.
Дети учтиво поздоровались с дедушкой. Мудрый старик рассказал им интересную историю. Кошка убежала от злой собаки.

38. Спишите предложение. Можно ли заменить слово юркие синонимом изворотливые? (да) Подчеркните буквы безударных гласных.

Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.

39. Прочитайте слова-синонимы. Какие из них вы чаще используете, обращаясь к своим родным? Спишите эти слова.

Списываем из учебника.

40. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина. Какие синонимы вы можете подобрать к выделенному слову? (матушке - матери, маме, мамочке, мамуле) Запишите четверостишие по памяти. (записываем)

Словесное творчество

41. Прочитайте стихотворные строки. Выпишите слова-синонимы.

Бураны, вьюги, метели. Канитель, шум, толкотня. Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.

42. Прочитайте стихотворение... Составьте 1-2 предложения о том, как выглядит дуб осенью. Запишите их.
Выпишите из текста 4 слова с безударными гласными, 1 слово с непроизносимым согласным. 

У дуба толстый ствол и раскидистая крона. Его листва остается зелёной до поздней осени.
Дождя? (дождь), бои?тся (бо?язно), стои?т (сто?я), закалённый (зака?ливание), поздней (опоздал).

43. Прочитайте слова, которые Аня и Ваня считают синонимами. Верно ли они подобрали слова в группы? (нет, презирать - лишнее)

Творческая переменка

44. Какое слово повторяется в диалоге...? (слово сказал)

45. Прочитайте текст. Исправьте его, заменив повторяющиеся слова синонимами. ... Придумайте ему название и запишите в исправленном виде.

На прогулке в парке мы видели великолепные фонтаны, прекрасные беседки. Симпатичные девочки бегали по аллеям с воздушными шарами.

33-35 Антонимы

Страница 33

46. Прочитайте пословицы... Запишите парами выделенные слова. Сравните их по значению и звучанию...

Доброе - худое, мало - много, ленивый - проворный.

47. Прочитайте слова-антонимы из "Словарика синонимов и антонимов" М. Львова. Спишите стихотворные строчки А.Жарова. Обведите слова-антонимы.

Были зори ясные,
Были дни ненастные... 

48. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира. Найдите в тексте слова-антонимы. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Запишите слова парами, вставляя буквы.

Низко - высоко, близко - далеко, мало - велико, кислое - сладкое.
Сказа?л - ска?жет, низко - низок, высоко? - высо?кий, близко - близок, далеко? - даль,  тяжело? - тя?жесть, сладкий - сладость.
На вкус и цвет товарищей нет.

49.  Найдите к каждому слову из левого столбика слово с противоположным значением (антоним) из правого столбика. Запишите слова парами.

Высокий - низкий, длинный - короткий, прибавить - отнять, замечательный - отвратительный, смелый - трусливый, ласковый - грубый, покупать - продавать.

50. Прочитайте текст... Подберите к слову солнечный антоним. Запишите новое заглавие. Какой день может быть описан в тексте с таким заглавием? Замените все выделенные слова антонимами и запишите получившийся текст.

Пасмурный день

Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По тёмной воде быстро плывёт кораблик. 

36-38 Устойч. сл.

Страница 36

51. Прочитайте предложения... Запишите их. (записываем)

52. ...Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Запишите фразеологизмы с их значениями по образцу.

Засучив рукава - усердно, старательно. Спустя рукава - кое-как. Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны. Взяться за ум - становиться рассудительнее, благоразумнее.

39-40 Тематич. группы слов

Страница 39

53. Прочитайте слова. Распределите слова в 3 группы: люди, машины, космос. Запишите их.

Люди: строитель, дворник, сапожник, учитель.
Машины: грузовик, ракета, самолёт, компьютер.
Космос: Луна, Юпитер, комета, ракета, звёзды, Солнце.

54. Прочитайте. К каждой группе подберите слово с общим значением и запишите по образцу. Какое слово может быть общим для всех групп слов?

1. Липа, сосна, ель - это деревья. 2. Сирень, жасмин, акация - это кусты. 3. Астра, ирис, роза - это цветы. 4. Деревья, кусты, цветы - это растения.

55. Составь несколько тематических групп слов: названия времен года, дней недели, учебных предметов, домашних и диких животных. Запиши слова любой группы.

Времена года: весна, лето, осень, зима.
Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, музыка, изобразительное искусство.
Домашние животные: коза, овца, корова, собака, кошка.
Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, лось, косуля.

41 Проверь себя

Стр. 41. Проверь себя

1. Найди среди слов имена собственные. Выпиши их, правильно оформив на письме.

Лёша, Машенька, Морозко.

2. Подбери к словам каждой строки слова с общим значением.

Линейка, тетрадь, учебник, ластик - школьные принадлежности.
Помидор, картофель, огурец, морковь - овощи.
Зима, весна, лето, осень - времена года.

3. Найди слово с несколькими значениями. Запиши его.

Кисть.

4. Спиши пары слов, указав синонимы буквой с, а антонимы буквой а.

Луна - месяц (с), мир - ссора (а), буря - ураган (с), зима - лето (а), отважный - трусливый (а).

5. Найди устойчивые обороты речи. Объясни их значение.

1. Сидеть на уроке как на иголках. 2. Работать спустя рукава. 

42-45 Разбор слова

Страница 42. ГДЗ по теме Состав слова

56. Прочитайте песенку. К кому обращены ее слова? Сходны ли эти слова по значению? Имеют ли они общую часть в написании? выпишите эти слова... Подчеркните общую часть в этих словах.

Котя, котенька, коток, котик.

57. Прочитайте слова. Распределите их в 3 группы и выпишите.

С корнем -дар-: дарить, подарочный, подарок.
С корнем -винт-: винтить, винтовой.
С корнем -бок-: боковой, боковина.

Упр 58. Спишите предложения. Выделите корень в родственных словах. Поставьте ударение. Обратите внимание на написание корня.

Списываем, выделяем дугой корень СВЕТ в словах свет, свети?ть, светлячки?, све?тлые, свети?льник.  Корень у родственных слов пишется одинаково.

Упр 59. Прочитайте слова. Кого они называют? (детенышей животных)

Общая часть - суффикс ЁНОК. Списываем слова, обозначаем суффикс -ёнок домиком.

Упр 60. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть перед корнем. (Общая часть перед корнем - приставка ПРИ.) Спишите слова. Подчеркните в них общую часть перед корнем. Составьте рассказ, используя рисунок и слова.

Прилетели, приплыли, прибежали, пришли, приехали, примчались.
К Айболиту на праздник пришли все друзья. Приплыл моряк со своим попугаем. Прибежали дети. Приехала на Тяни-Толкае обезьянка. Бегом примчались собака Авва и свинка. Прилетели птицы.

46-56 Корень

Стр. 46

61. Прочитайте текст. Озаглавьте его. (На водопой) Найдите в тексте название каждого животного и его детеныша. Запишите эти слова парами по образцу... Выделите знаком дуги в каждой паре слов общую часть - корень... Запишите предложения с родственными словами.

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

За мамой-слонихой топал слонёнок. За мамой-лисицей крался лисёнок. За мамой-ежихой катился ежонок. За мамой-медведицей шёл медвежонок.

62. Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Запишите слова. Обозначьте корни. Сравните слова по значению и написанию. Какое из них не относится к группе родственных слов?

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

Слово водитель не относится к группе родственных.

63. Прочитайте. Все ли слова в группах родственные? (нет) Выпишите только родственные слова, выделите корень.

Звон, звонок, позвонить.
Холод, холодный, холодильник.
Гора, горный, горчица.
Море, моряк, морковь. 

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

64. Дополните предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

1. Мы живём на берегу Чёрного моря. 2. Мой отец - моряк. 3. Отец служит на большом морском корабле. 4. Морячка - это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом приморском городке.

Выделяем корень МОР в перечисленных однокоренных словах.

65. Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Ответы запишите. Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? (корень САД) Выделите корень.

1. На рисунке художник изобразил цветущий сад.
2. Этот сад вырастил садовник.
3. Он держит в руке садовые ножницы.

ГДЗ Русский язык 2 класс Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

66. Прочитайте предложения. Найдите родственные слова...

1. Летний дождь щедро оросил засохшие поля. 2. Утром росинки блестят на солнце. 3. Я люблю бродить по росистой траве. 4. Роса исчезает к полудню.

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на эту букву)

ГДЗ Русский язык 2 класс Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина

67. Прочитайте... Какое из слов помогает правильно писать все остальные родственные слова? (слон, соль, корм) Спишите группы слов. Обозначьте корень.

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина

68. Подберите к данным словам родственные слова, одно из которых обозначает предмет, а другое - признак предмета.

Летать - лётчик - лётный.
Светить - свет - ... .
Дружить - ...
Любить - ...

Какая часть в родственных словах остается неизменной? Как она называется? (корень) Выделите эту часть...

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина

69. Прочитайте текст. Разделите текст на предложения и запишите его, правильно оформляя предложения на письме. найдите однокоренные (родственные) слова. Обведите их. Какие из них являются проверочными?

На лужке

Маша и Ира вышли на лужок. Там паслись маленькие теля?та. Жёлтая тёлочка Бурёнка мычала. Чёрная тёлочка Ночка щипала травку. Тёлка Зорька пила воду. Бычок Буян забежал за бугорок. Пастушок Ваня его долго звал.

Тёлочка, тёлка - проверочные слова.

70. Прочитайте предложения. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные слова из слов для выбора. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

1. Друзья помири?лись (мир) после ссоры. 2. Сестра примеря?ла (приме?рка) новое платье. 3. Стиральная машина сама прополоска?ла (поло?щет) белье. 4. Девочка приласка?ла (ла?ска) котёнка. 5. Хорошо спрятаться от солнца в тени? (тень) деревьев! 6. Старик вы?тянул (тя?нет) неводом золотую рыбку. 7. Не жале?ло (жа?лко) солнце жара для хорошего загара. (Е.Измайлов) 8. В нашем пруду живу?т (жить) карасики. 9. Во дворе школы второклассники слепи?ли (ле?пка) весёлого снеговика. 10. Была оттепель, и снег прилипа?л (ли?пкий) к лыжам.

Выделите корни в словах с пропущенными буквами и в проверочных.

71. Прочитайте. Найдите среди предложений пословицы и запишите их по памяти.  выделенным словам подберите однокоренные слова.

Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.

72. Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены. Подберите к каждому данному слову проверочное и запишите слова парами.

Гриб - грибок,                             Рыбка - рыба,
куст - кусток,                              шубка - шуба,
дождь - дождик,                          берёзка - берёза,
холод - холодок,                          травка - трава.

Упр 73. Прочитайте загадки Н. Бетеньковой. Запишите любую загадку, вставляя пропущенные буквы. Найдите корни в выделенных словах.

Я и горький, я и сладкий (сладок),
К солнцу я тянусь из грядки (гряда),
Малышам полезный друг (друга),
А зовусь я просто лук (лука).

Выделяем корни слад   гряд  друг  лук.

Я и круглый, я и гладкий (гладок),
И на вкус приятно сладкий (сладок).
Знает каждый карапуз (карапузы),
Что зовут меня арбуз (арбузы).

Выделяем корни глад   слад  карапуз   арбуз.

74.  Прочитайте текст. Озаглавьте его и запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.

     У кошки Анфиски родились котятки (котята).
     Скоро у котят открылись глазки (глаза) и прорезались зубки (зубы). Малыши первый раз выбрались из корзинки. Один залез (залезать) под шкаф (шкафы). Другой заполз (ползать) под кровать. Под кроватью стояли сапожки (сапожок). Котёнок залез в сапог (сапоги) и уснул.

Преподаватель может попросить выделить корни в словах с пропущенными буквами.

57-61 Приставка

Стр. 57

75. Образуйте от данных слов новые слова, добавляя приставки: над-, на-, с-, пере-, от-, под-, при-, про-.
Писать, читать, лететь. Запишите новые слова. Выделите в них приставки.

Писать, надписать, написать, списать, переписать, отписать, подписать, приписать, прописать.
Читать, начитать, перечитать, прочитать.
Лететь, налететь, слететь, перелететь, отлететь, подлететь, прилететь, пролететь.

76. Прочитайте слова. В каких из них есть приставки, а в каких нет? Сначала запишите слова без приставок, обозначьте в каждом из них корень. Затем запишите слова с приставками, обозначьте в каждом из них корень и приставку.

77. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите по рисунку рассказ, используя слова для выбора. Выделите в них приставки.

Стоит на краю рощи избушка. Её окружают высокие стройные берёзы. Деревья подступают очень близко к домику. Высоко в небе пролетает стриж. На лугу зацвели цветы. В саду созрели яблоки.

Выделяем приставки: окружают, подступили, пролетает, зацвели, созрели

78. Перед вами карта города. Объясните устно, как добраться от школы до стадиона. Используйте слова, обозначающие действия... Запишите составленный рассказ. Выделите в словах приставки.

После школы я иду на стадион. Я выхожу из школы и поворачиваю налево. Затем я перехожу улицу по пешеходному переходу и иду прямо. Через пять минут я прихожу на стадион.

79. Понаблюдайте за написанием разделительного твердого знака и сделайте вывод, в каком месте слова и перед какими гласными он пишется.

Объехать, съёжиться, объяснить, съесть.

80. Устно. Вывод написан под упражнением. 

81. Прочитайте слова. Запишите слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак, или разделительный твердый знак. Выделите в каждом слове корень и приставку (если она есть).

82.  Найдите ошибки в диктанте второклассника. Какую орфограмму он знает недостаточно хорошо? Объясните его ошибки.

Как я провёл день

Утром я встал и сел за стол. На столе лежала белая обеденная скатерть. Я съел кашу, а теперь пью чай. Мой старший брат Коля объявил, что надо делать забор. Я помог ему забить колья.

62-65 Суффикс

Стр. 62

83. Отгадайте загадку. Спишите ее. Обозначьте суффикс (ищ) в каждом выделенном слове.

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Это кот. 

84.  Рассмотрите рисунки. Как называются изображенные на них музыкальные инструменты? Вспомните, как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах. Запишите слова по образцу.

 

85.  Запишите слова - названия спортсменов, изображенных на рисунках. Суффиксы для выбора: -ист, -щик-. С этими словами составьте и запишите предложения. Подчеркните буквы безударных гласных в корнях слов.

Футболист забил гол в ворота противника. Хоккеист ударил клюшкой по шайбе.

86. Понаблюдайте за работой суффикса -чик. Какие слова с этим суффиксом имеют уменьшительно-ласкательное значение, а какие называют профессии людей?

Уменьшительно-ласкательное значение - 1 группа (стул - стульчик...), профессии - вторая (летать - лётчик...)

87. Прочитайте текст. Замените выделенные слова однокоренными, в которых был бы один из суффиксов: -еньк-, -к-, -ик-. Какой оттенок значения эти суффиксы придают словам? (уменьшительно-ласкательное) Запишите измененный текст. Каким теперь стало описание зверька? (ласковым)

Зайчик

     У зайчика в лесу много врагов. И всё-таки живёт он, не тужит. Выручают его нос, чуткие ушки, быстрые ножки и неприметная шубка. Летом заяц серенький. На земле, в травке серого не видно. К зиме зайчики меняют наряд. Новая шёрстка у них вырастает густая, тёпленькая, беленькая, незаметная на снегу.

Выделяем суффиксы в тех словах, что выделенны. В слове зайчик суффикс ик, корень зайч (от "заяц")

66-67 Окончание

Стр. 66

88. Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слова.

Пришла весна. Люди и животные рады весн[е]. От весн[ы] они ждут тепла и радости. 

89. Прочитайте текст. Что в нем не так? Как его исправить? Догадайтесь, какая часть слова поможет связать все слова в предложении. (окончание)

Многие школьники пользуются компьютер[ом]. Компьютер[ы] помогают нам решать арифметическ[ие] задач[и], печатать сказк[и] и рассказ[ы]. На компьютер[е] можно играть в интересные игр[ы].

90. Измените слова по образцу, найдите и выделите окончания.

1. Сестр[а] - сёстр[ы], подруг[а] - подруг[и], ученик[] - ученик[и], книг[а] - книг[и].

2. Школ[а] - из школ[ы], вод[а] - из вод[ы], рек[а] - из рек[и], рук[а] - из рук[и].

91. Прочитайте текст... Запишите текст, вставляя пропущенные окончания.

Какие отметки могут быть у отличника?

     Моя соседк[а] получила письмо от подруги из Германии: "Здравствуй, Маша!" Я учусь хорошо. По немецкому - "1", по русскому - "1", по арифметике - "2". У меня только единицы и двойки. Я почти отличниц[а]".
     Маша ничего не понял[а], попросила учительниц[у] помочь разобраться с письмом. Учительниц[а] сказала, что в Германии самая хорошая отметка - единиц[а], а самая плох[ая] - пятёрка. В общем, всё наоборот!

68 Проверь себя

Стр. 68. Проверь себя

1. Назови главную часть слова. (корень)

2. Определи, какие части слова выделены в словах. Стакан-чик (суффикс чик), при-школь-н-ый (приставка при), уехал-а (окончание а), при-город-ный (корень город).

3. Собери в группы однокоренные слова.

Лес, лесник, лесной, лесистый, лесовик. Лист, листочек, лиственный, листик.

69-75 Части речи

Страница 69 учебника русского языка, Климанова. Ответы к теме Части речи

92. Прочитайте выразительно строки из сказки К. Чуковского... Запишите сначала слова, отмеченные одной звездочкой, а потом - двумя звездочками. Что общего у слов каждой группы?

Чайник, утюги, сковорода - это предметы.
Бежит, тараторит, дребезжит, бегут, покрякивают, перескакивают, бренчит, стучит - это действия предметов. 

93. Прочитайте слова. Определите, какие из них обозначают предметы, а какие - действия предметов. Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, затем - на вопрос что?, потом - на вопрос что делает? Соедините слова двух групп.

Кто? Мальчик, лягушка, птица, малыш.
Что? Лодка, мяч, самолёт, дерево.
Что делает? Плывёт, прыгает, летит, растёт, идёт.     

Лодка (что делает?) плывёт. Мальчик (что делает?) идёт. Лягушка (что делает?) прыгает. Мяч (что делает?) летит. Птица (что делает?) летит. Самолёт (что делает?) летит. Дерево (что делает?) растёт. Малыш (что делает?) растёт.

94. Прочитайте слова. Подумайте, на какие три группы эти слова можно разделить. Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Запишите слова в три столбика.

Предмет          Признак предмета       Действие предмета

акация             красивый                    идёт
библиотека      синий                          учится
вишня              узкий                          бегает
медведь           огромная                    пишет      
мальчик           тяжёлое                      дружит
ранец              компьютерный    

95. Прочитайте слова по группам. Обсудите, что называют слова каждой группы: предметы, признаки предметов или их действия. На какие вопросы они отвечают?

1 - предметы; что? кто?
2 - действия предметов; что делать? что сделать?
3 - признаки предметов; какой?

96. Прочитайте рассказ Н. Сладкова. Что вы узнали о волке? Выпишите из текста три слова - названия предмета, три слова - названия действия предмета и три слова - названия признака предмета.

Названия предмета: волк, волчата, луна.
Названия действия предмета: живёт, сторонится, поднимет.
Названия признака предмета: серый, большой, круглую.

97. Прочитайте текст из старинного учебника русского языка. ... Попробуйте записать текст в стихотворной форме, вставляя пропущенные буквы. Все ли пропущенные буквы можно проверить? Попробуйте сами составить небольшой текст с описанием природы.

Родные картины

Родные милые карти?ны (сл.):
Поля, берёзки (берёзы) и леса,
Луга, овражки и равнины,
А под горо?ю (го?ры) звон ручья.
Над ручейком склонились ивы.
Село видне?ется (вид) вдали? (даль).
Под солнцем золотятся нивы.
Крича?т (крик) в болоте журавли.

 

Узкая тропинка ведёт через лес. Вдоль неё растут высокие деревья. Белые березки расположились на самой опушке. Сосны тянут свои длинные ветви к небу. Вдали виднеется деревня.

98. Прочитайте скороговорки. Научитесь их быстро произносить. Выпишите слова, обозначающие действия предметов. Поставьте к каждому слову вопрос.

Что делали? Лавировали. Что сделали? Не вылавировали. Что сделала? Проворонила. 

76-90 Существительное

Стр. 76

99. Прочитайте текст. Запишите слова, которые служат ответами на вопросы...

Алёша, папа, яблони, груши. Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? 

100. Прочитайте стихи. Выпишите неодушевленные имена существительные. На какой вопрос они отвечают?

Что? Вещи, молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка. 

101. Прочитайте стихотворный текст. Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Запишите их вместе с вопросом.

Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата.

102. Прочитайте начало сказки Шарля Перро (в переводе М. Булатова). Вспомните её название. Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что? Найдите в словах ответов буквы безударных гласных звуков. Подчеркните их. Устно подберите проверочные слова.

Кто? Мельник, сыновья, осёл, кот, братья. Что? Наследство, мельница.
Мельник оставил свои?м трём сыновья?м наследство.
Братья сразу же подели?ли отцовское наследство.
Старший брат взял себе мельницу.
Среднему брату достался осёл.
Младшему из братьев дали кота?.

103. Распределите имена существительные в две группы. Сначала запишите одушевленные, а потом - неодушевленные имена существительные.

Одушевленные: (кто?) медведь, сорока, лягушка, воробей, герой, мальчик, девочка, пассажир, лошадь, кошка.
Неодушевленные: (что?) мак, дуб, магазин, берёза, арбуз, капуста, морковь, горох, осока.

104. Игра "Кто это? Что это?". Рассмотрите рисунки...

1. Покупатели, мама, ребёнок, малыш, полки, корзина, куртка, штаны, ботинки, груши, яблоки, ананасы, бананы, апельсины, киви, фрукты, помидоры, картошка, овощи, магазин.

2. Зоопарк, слон, песок, птицы, воробьи, забор, зрители, мама, дети, волосы, куртка, брюки, сапоги, шапка, кепка, морковь, интерес.

105. Прочитайте предложения... На какой вопрос отвечает каждое из этих слов? Какие из них можно назвать именами существительными, а какие нет? Почему? (потому что это действия предметов) Спишите предложения. Подчеркните имена существительные.

Затопили печь, чтобы пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
В борту корабля открылась течь. Из крана начала течь вода.
В мастерской звенит пила. Лосиха пила воду из лесного ручья.

106. Прочитайте текст. Почему некоторые слова в этом тексте написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные.)

107. Назовите и запишите по группам как можно больше имён собственных с данными значениями. Какие из этих названий надо заключать в кавычки? (названия автомобилей и журналов)

Названия городов: Москва, Тула, Воронеж, Пенза, Белгород, Курск, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Владивосток, Хабаровск, Париж.

Названия рек: Дон, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Волга, Амур, Кама, Ангара, Тобол.

Названия морей: Азовское, Чёрное, Андаманское, Баренцево, Берингово, Красное, Охотское.

Названия стран: Россия, Китай, Япония, Тайланд, Индия, Монголия, Франция, Италия, Испания.

Названия столиц разных государств: Москва, Пекин, Париж, Мадрид, Рим, Коломбо, Бангкок.

Названия автомобилей: "Тойота", "Мазда", "Жигули", "Камаз", "Рено", "БМВ". 

Название журналов для детей: "Весёлые картинки", "Нафаня", "Мурзилка", "Три кота".

108. Прочитайте предложения. Выпишите собственные имена существительные. Какие буквы в выделенных словах надо проверить? Выпишите их вместе с проверочными словами.

Гвидон, Иришка, Гришка, Маришка, Салтан.

Окно?м - о?кна, поздняя - опоздал, грачи? - грач, улете?ли - полёт, испекла? - печь, венце? - ве?нчик, грустной - грустить, лице? - ли?ца.

109. Прочитайте слова в двух столбиках. ... Найдите им соответствующее место в предложениях.

1. Серёжа Муравьёв не боится муравьёв. 2. Игорь Листьев сделал букет из листьев. 3. Витя Васильков нарвал букет из васильков. 4. Иванова Поля вернулась с поля. 5. У маленькой Груши в корзинке груши. 6. Юра Горшков принёс пять горшков.

110. 

Котёнок и щенок

У Миши был щенок. А у Кати был котёнок. Щенок и котёнок очень подружились. Они ели из одной миски.

111. 

Фамилии писателей: И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

Названия городов: Самара, Псков, Новгород, Владимир.

Названия стран: Россия, Италия, Польша.

112. 

Вела Поля вола в поле. С поля вол Полю вёл.

113. 

Телёнок был шерстяной и мокренький. Ему давали имена: Бобик, Рекс, Тузик, Стремительный, Гаврюша.

Шарик, Дядя Фёдор, Бобик, Рекс, Тузик, Стремительный, Гаврюша.

114.

Имена, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов и рек пишутся с заглавной буквы.

115. 

Обыкновенная история

Гулял по улице щенок
Не то Дружок,
Не то Пушок.
Гулял в метель и в солнцепёк,
И под дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, 
В мороз
И сырость,
Гулял,
Гулял,
Гулял
И вырос.
В. Левин

116.

1. По гораммн.ч., по доламмн.ч. ходит шубаед.ч. да кафтанед.ч.. (Баран) 2. Не кустед.ч., а с листочкамимн.ч., не рубашкаед.ч., а сшита. (Книга) 3. Уткаед.ч. в мореед.ч., а хвостед.ч. на забореед.ч.. (Ковш) 4. По синему небуед.ч. тарелкаед.ч. плывёт. (Луна)

117.

Тарелк[и], геро[и], завод[ы], картин[ы], комнат[ы], квартир[ы], лопат[ы], магазин[ы], мальчик[и]. Это словарные слова.

118.

Стрижи и сороки - это птицы. Щуки и ерши - это рыбы. Ландыш и шиповник - это цветы. Ежи и зайчата - это животные. Щавель - это растение.

119.

Директора?, догово?ры, шофёры, то?рты, столяры?.

120. 

Прочитать и запомнить

121.

В магазине купили пару чулок и пару носков.
В автобусе нет свободных мест.
У Танюши много дел.
С одной яблони собрали несколько килограммов яблок.
На рынке много помидоров, апельсинов и мандаринов.
В магазине большой выбор сапог, ботинок и валенок.

122. 

Больше всего имён существительных. Предметы объединяет слово багаж.

91-98 Глагол

Страница 91. ГДЗ по теме глагол

123. 

Мастерит, забивает, прыгает.

124. 

Слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действия предметов.

Держа?ть - де?ржит, дели?ть - де?лит, отмени?ть - отме?нит, мета?ть - ме?чет, терпе?ть - те?рпит, шепта?ть - ше?пчет, встреча?ть - встре?ча, треща?ть - тре?ск, смеши?ть - сме?х.

125. 

Всю зиму пролежал,
Весною в речку убежал.

По какой дороге полгода ездят да полгода ходят?

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю

126.  

Что? Ручьи, снег, почки, солнце, птицы.
Что делают? Бегут, прилетают, набухают. Что делает? Греет, тает, светит.

Весной солнце светит ярче и греет жарче. Тает снег. Бегут быстрые ручьи. На ветках деревьев набухают почки. Прилетают с юга перелетные птицы.

127. 

Шофёр (что делает?) водит машину.
Врач (что делает?) лечит людей.
Дворник (что делает?) подметает двор.
Трактористы (что делают?) пашут землю.
Садоводы (что делают?) сажают деревья.

128. 

Что делают? Прыгают, кружатся, громоздятся, мчат, грохочут, трещат.

Эти глаголы называют действия  нескольких предметов.

129. 

Каникулы в деревне

     Летом мы часто ходили на реку. Там мы купались, грелись на солнце, катались на лодке. На опушке мы собирали землянику и рвали щавель. Мы ходили на луг ворошить сено. Мы радовались и смеялись. 

Перескажите записанный текст так, чтобы в нем говорилось о действиях одного человека.

    Летом я часто ходил на реку. Там я купался, грелся на солнце, катался на лодке. На опушке я собирал землянику и рвал щавель. Я ходил на луг ворошить сено. Я радовался и смеялся.

130. 

Утка кричит. - Утки кричат. Дятел стучит. - Дятлы стучат. Собака молчит. - Собаки молчат. Мороз трещит. - Морозы трещат. Орёл летит. - Орлы летят. Котёнок спит. - Котята спят. Корабль стоит. - Корабли стоят.

131.  

Дождь

Гремелгл. гром. Лилгл. дождь. Сквозь дождь гляделогл. солнце. На небе появляласьгл. разноцветная радуга.

132.  

Игра "Волшебник"... Перескажи текст так, как будто события уже произошли.

Володя вернулся домой из школы очень грустный. Он получил двойку. Его бабушка сильно огорчилась.

... Замените выделенные слова антонимами. Запишите получившийся текст.

Володя вернулся домой из школы очень весёлый. Он получил пятёрку. Его бабушка сильно обрадовалась.

133. 

Ивану-большому - дрова рубить,
Ваське-кухарке - воду носить,
Мишке-серёдке - печку топить,
Гришке-сиротке - кашку варить,
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать!

Над вписанными глаголами подписываем карандашиком гл. , что сокращенно означает глагол.

134. 

Первая группа слов обозначает предметы. Это существительные. Вторая группа обозначает действия предметов. Это глаголы.

Щукасущ. плаваетгл.. Человексущ. ходитгл.. Лошадьсущ. бегаетгл.. Ласточкасущ. летаетгл.. Лягушкасущ. прыгаетгл.. Змеясущ. ползаетгл..

135.  

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село,
На краю далёком неба
Зорька заалела

136.   

Зима? недаром злится,
Прошла её пора? - 
Весна? в окно стучится
И гонит со двора?.

В стихотворении использован приём олицетворения.

99-110 Прилагательное

Страница 99 учебника русского языка, Климанова. Ответы по теме имя прилагательное

137.  

Какая? Ледяная, лубяная, светлая, тёмная.

Это имена прилагательные.

138.  

Укажите с помощью имен прилагательных различные признаки предметов.
по вкусу   по форме   по цвету

Яблоко (какое?) сладкое, круглое, красное.
Слива (какая?) сладкая, овальная, фиолетовая.
Лимон (какой?) кислый, овальный, жёлтый.
Орехи (какие?) вкусные, круглые, коричневые.

139.  

Красная, сладкая, сочная, горькими.

140.  

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. 
Круглый, красный, сладкий, с зелёной кожей гладкой.

141.  

Прочитайте текст. Какова его главная мысль? (Нужно беречь природу) Озаглавьте текст. (Цветы на лугу)

Луг (какой?) зелёный.
Колокольчики (какие?) голубые.
Гвоздики (какие?) красные.
Ромашки (какие?) белые.
Оля (какая?) маленькая.

Мы добавили имена прилагательные. При необходимости подпишите прил. над ними.

142. 

Тёплый, маленький, пушистый, серебристый, гибкий, быстрый, собачий. 

143.  

Берёзовая роща. Кислый щавель. Тонкая кожица. Зубастая щука. Хищное животное. Пушистый платок. Доброе чувство. Чуткое ухо.

Каждое словосочетание составлено из прилагательного и существительного.

144. 

Белый ландыш, голубой василёк, красный мак, спелая груша, крупная вишня, тонкая рябина, золотое кольцо, пушистое полотенце.

Над прилагательными пишем прил., что кратко означает прилагательное.

145. 

1. На ветке сидит чёрная ворона. 2. Серый заяц лакомится морковкой на огороде. 3. На вешалке висит детское пальто. 4. На яблоне висят красные яблоки. 5. Коля катался на красивых роликовых коньках. 6. Шофёр уверенно вёл машину по широкому шоссе. 

146. 

Заяц

      Под кустом притаился маленький зверёк. У него были длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью. Глаза у зверька были испуганные.

147.  

Весеннее утро веет прохладой. Воздух прозрачный и чистый. Распускаются на ветках деревьев первые листочки. Земля покрывается зелёным ковром. Жужжат вокруг насекомые. Все радуются новому весеннему дню!

148. 

...Составьте предложения с выделенными словами.

Зелень - зелёный - зеленеть.
Желтизна - жёлтый - желтеть.
Чистота - чистый - чистить.
Ласка - ласковый - ласкать.

Зелёный жук ползёт по траве. Жёлтый мотылёк порхает над цветком. В лесу чистый и свежий воздух. Ласковый ветерок качает ковыль на лугу.

Какая часть слова сохраняется во всех словах каждой группы? (зелен, желт, чист, ласк) Как она называется? (Корень) К какой части речи относится каждое слово? (1 - сущ., 2-е - прил., 3-е - глагол.)

149.  

Деревья (что сделали?) распустились.
Голубые подснежники (что делали?) цвели.
Травка (что сделала?) зазеленела.
Одуванчики (что сделали?) зацвели.

Дере?вья - де?рево, зазелене?ла - зелёный, травка - трава, в лесу? - лес, каза?лось - ка?жется, вокруг - кругом, ножках - ноженьки.

150. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова. Как бы вы его озаглавили? (Игрушки)

1) Имена существительные: полка, слоны, собаки, верблюды, волки, кошки, гармошки, утки, дудки, куклы-матрёшки.
2) Глаголы: лежали, стояли.
3) Имена прилагательные: пушистые, губные.

151. ...Объясните, какая хитрость заключена в этих стихах. (Ответ не в рифму) Можно ли назвать стихи юмористическими? (Да) Почему? (Потому что получится смешно, если подобрать недостающее слово в рифму)
Выпишите их стихотворения два глагола, два имени существительных, четыре имени прилагательных.

 Глаголы: ложится, созреет. Имена существительные: день, снег.  Имена прилагательные: прекрасный, ясный, неспелый, учёный.

152. Игра "Угадай-ка".

Заяц: маленький, длинноухий, косой. Снег: белый, холодный. Мороз: трескучий, лютый. Книга: интересная, детская. Дождь: проливной, грибной, осенний. Сметана: белая, вкусная, густая, жирная. Волк: серый, зубастый, злой. Лиса: рыжая, хитрая.

153. Какие имена прилагательные помогают не только увидеть лесную глушь, но и почувствовать свежесть леса? (тенистой, сырой, студёный)

В глуши лесно?й (лес), в глуши зелёной (зе?лень),
Всегда тени?стой (тень) и сырой,
В крутом овраге под горо?й (го?ры)
Бьёт из камней родник студёный.

154. 

Текст-описание.

На рисунке изображен осенний пейзаж. Трава уже пожелтела. Листья на деревьях пожухли. По сухой траве идет человек. Он торопится домой.

111-121 Предлог

Страница 111. ГДЗ по теме предлог

155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом? (Предлоги)  

Сесть за парту. Положить книгу на парту. Вызвать к доске. Стоять у доски. 

156. 

Кот залез на обеденный стол. Кот притаился под столом. Кот спрятался за стол. Кот забрался в кухонный стол.

Это предлоги.

157.  

Стол

Мама накрыла стол красивой скатертью. Лампа висит над столом. Ваза с цветами стоит на столе. На столе стоят чашки. Мама налила в чашки чай.

158. 

Лисята у  норы. Чайки над  водой. Книга на  столе. Дым из  трубы. Всадник на  коне. Подарок для  сестры. Письмо от  друга. Избушка в  лесу.

 

По белым стволам берёз и по их зелёным листьям бегают солнечные зайчики.

159. 

Старая сосна росла в лесу. Рыжая белочка жила в дупле сосны. Она запасала на зиму грибы.

160. 

     Спелое яблоко упало (с чего? откуда?) с яблони (на что?) на землю.
     Резвая птичка перелетала (с чего?) с ветки (на что?) на ветку.
     Мы ехали (куда?) в деревню (на чём?) на машине.
     Жёлтенькая канарейка улетела (откуда?) из клетки (куда?) на волю.

Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

161. 

Острые зубы (у кого?) у собаки. Крепкие рога (у кого?) у коровы. Длинная грива (у кого?) у лошади. Цепкие лапы (у кого?) у обезьяны. Пушистая шерсть (у кого?) у овцы. Полосатая шкура (у кого?) у тигра. Рыжий хвост (у кого?) у лисы.

162. 

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жабы на метле...

163. 

Приходить, сделать, отбежать, написать, въехать, зарисовать, досмотреть, погладить.

С высокого дерева, от двухэтажного дома, на письменном столе, в начальной школе, за центральным парком, при нашей школе, об отличной учёбе, за стареньким домом, до тенистой аллеи, по синей воде.

Обозначьте приставки в первой группе слов.

164. 

1. У  индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со  слоном в  лес по  дрова. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья.

2. Вдруг слон замер и насторожился. Хозяин хотел ударить слона, но увидел, что из  кустов выскочил огромный тигр. Слон повернулся, схватил хоботом тигра, поднял вверх и бросил на  землю. Тигр испугался и убежал. 

Подчеркиваем пробел между предлогами и словам, выделяем приставки (обозначены жирным шрифтом).

165. 

Вошёл в автобус. Вошёл в трамвай. Вошёл в метро. Вышел из автобуса. Вышел из трамвая. Вышел из метро. 

Пассажир вошёл в автобус. Мальчик вошел в трамвай. Я вошёл в метро и стал ждать свой поезд. Мужчина вышел из автобуса и зашагал по дороге к дому. Человек вышел из трамвая на конечной остановке. Я вышел из метро во время дождя.

166. 

Музыканты

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны. 

120-121 Проверь себя

Страница 120. Проверь себя

1. Часть речи - это группа слов, которые имеют общее значение, отвечают на одни и те же вопросы.

2. 1) имя прилагательное;
    2) признак предмета;
    3) какой?
    4) маленький.

    1) глагол;
    2) действие;
    3) что делает?
    4) бежит.

3. Имена существительные: собака, автобус, девочка, книга, кот, улица.
Имена прилагательные: домашний, пушистый, интересная.
Глаголы: читать, убежать, ехать.
Предлоги: из, от, по.

Пушистый кот убежал от собаки. Девочка читает интересную книгу. 

4. Предлог - это часть речи, которая связывает слова друг с другом.

122-138 Предложение. Текст

Страница 122. ГДЗ по теме Предложение. текст. 

167. 

У дома рос старый дуб. 

168. 

Малыши играют в прятки.
Огурцы растут на грядке.
Поросята спят в овраге.
Мушкетёры точат шпаги.
Дети в цирк бегут ватагой.
Раки дремлют под корягой.
Щуки плавают по дну.
Волки воют на луну.

Это предложения повествовательные, невосклицательные. Списываем 4 из них.

169.  

Глава семьи - мама или папа, главные члены - родители.

170. ... Запишите предложения без вопросов. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя чертами.

Кошка мяукает. Свинья хрюкает. Мышь пищит. Лягушка квакает. Волк воет. Ворона каркает.

171. Спишите текст.

Пришла долгожданная весна. Ярче светит солнце. С юга летят птицы. На деревьях распускаются почки. Появляются первые цветы. Люди радуются дружной весне. 

172

Разъяснения в учебники под заданием. 

173. ... Дополните каждое предложение другими словами, уточняющими его смысл. Запишите получившиеся предложения.

Долгожданная весна наступила в наших краях. Яркое солнце греет сильнее. Прилежный ученик красиво пишет слова и предложения. Маленькая девочка громко читает стихотворение.

174. ...Запиши его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены во втором  предложении.

Лось

     Лось - лесно?й житель. Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москво?й.
     Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы.
     У лося тяжёлые широкие рога?, похожие на лопаты. Лось - мирный зверь, но, если на лося нападу?т волки, он защища?ется и рога?ми, и копытами. Только голо?дные волки осмеливаются нападать на лося.

175. Прочитайте и спишите предложения. В скобках пишите нужный вопрос: что делал? что делала? что делали?

Мама (что делала?) шила Нине новое платье.
Маленькая Светочка (что делала?) играла с новой куклой.
Вася (что делал?) рисовал лошадку.
Серёжа и папа (что делали?) читали сказку.

176. ... Запишите текст. В скобках напишите вопросы к выделенным словам.

Марина любит (кого?) братишку. Она катает (кого?) малыша в коляске. Марина рассказывает (кому?) мальчику весёлые истории. Серёжа слушает (кого?) сестру.

177. ... Запишите связанные друг с другом слова парами по образцу.

Человек (что делал?) жил, человек (какой?) рассеянный, жил (где?) на улице, на улице (какой?) Бассейной.

178. ... Правильно составьте предложения.

1. Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 2. Медвежонок ест мёд. 3. Мальчик нашёл гриб.

179. Составьте из слов предложения, а из предложений текст.

Зачем петуху гребешок

У нашего горластого петуха красный гребешок. Берёт он ночью свой гребешок. Петух расчёсывает свой разноцветный хвост. Вот почему у него такой пышный хвост.

180.  ... Составьте текст, озаглавьте его и запишите. Вставьте пропущенные буквы.

Неудачная прогулка

Марина и Оля пошли гулять в парк. Вдруг на небе появи?лась огромная чёрная туча. Начался проливно?й дождь. Подруги вернулись домо?й в насквозь мокрой одежде.

181.  

1. Текст-описание  2. Текст-сообщение. 3. Текст-рассуждение

Списываем один из текстов.

На высоком ровном стебельке держит он свою жёлтую головку.
Взошло солнышко. Все одуванчики раскрылись ему навстречу.

182

Велосипед мечты

В витрине магазина стоял очень красивый велосипед. Он был большой, железный. Большие колеса сверкали на солнышке своими спицами. Рама у велосипеда была оранжевого цвета. На боку красовалась синяя надпись. У этого велосипеда 12 скоростей и мягкое сиденье. Не велосипед, а мечта!

Это текст - описание.

183. Запишите ответы на вопросы.

У таксы чёрная или коричневая шерсть, длинные висячие уши, умные глаза, короткие ноги и узкое тело. С таксой хозяин может ничего не бояться, потому что она всегда готова защитить его. Таксу использовали для охоты на барсука.

184

Читаем.

185. Напишите записку родителям или друзьям.

Милая мамочка!
Я сделала все уроки и пообедала. Хомячка покормила. Не теряй меня, я у Кати в гостях.

Целую, Вика.

186.  

Нужно добавить вопросы о жизни бабушки, спросить про её дела.

187. Напиши письмо друзьям, родителям или героям детских книг.

Здравствуй, Аня! Как у тебя дела? Как ты учишься? Как там котёнок, подрос?  У меня всё отлично. Скоро каникулы. Мы с мамой приедем к вам в гости. Мы вместе с тобой будем гулять и играть в интересные игры. Я привезу с собой новую настольную игру. До встречи через месяц! Твоя подруга Вика.

188.  Напишите своим родителям приглашение на праздник весны и окончания второго класса.

Дорогие мама и папа! Приглашаю вас на праздник весны и окончания второго класса. Праздник состоится 28 мая в нашем классе в 18-00. Ваша дочь Вика.

189. Вспомните, в каких известных вам сказках, рассказах и стихотворениях описывается общение человека с природой.

Рассказы Снегирёва, Пришвина, Ушинского, Сладкова, Скребицкого, стихи Токмаковой.

190. 

Здравствуй.

139 Проверь себя

Проверь себя, страница 139

1. Предложение - это слово или группа связанных по смыслу слов, которые выражают законченную мысль.

2. Подлежащее, сказуемое.

3. Подлежащее - кто? что?
    Сказуемое - что делает?

4. Ваня побывал в Москве. Москва стоит на берегу реки. Ваня полюбил этот чудесный город.

Конец второй части учебника.