ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Чтобы найти ответ к нужному упражнению, перебирайте страницы по номерам. Номер страницы ГДЗ соответствует номеру страницы в учебнике. Ссылка на все параграфы ГДЗ к учебнику Ладыженской за 5 класс внизу страницы.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Чтобы найти ответ к нужному упражнению, перебирайте страницы по номерам. Номер страницы ГДЗ соответствует номеру страницы в учебнике. Ссылка на все параграфы ГДЗ к учебнику Ладыженской за 5 класс внизу страницы.

81

§101. Имя прилагательное как часть речи

Ответы к домашним заданиям странице 81

* Сначала прочитайте текст без слов, заключённых в скобки, потом − с этими словами.
ДЯТЕЛ
Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестрин−ками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (сильный острый прямой) клюв.
Какое описание отличается большей полнотой? Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным. К какой части речи они относятся? По какому из описаний можно узнать птицу?

Описания со словами в скобках отличаются большей полнотой. Благодаря словам черная, белая, яркие, красные, сильный, острый, прямой описание дятла стала более точным. Слова являются именами прилагательными. По второму описанию можно узнать птицу.

565. Вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж и число?
Шляпка гриба, покрытая − − кожиц..й, держит(?)ся на − − ножк.. . Снизу шляпка затянута − − плёнкой. Когда её уберёшь, откроет(?)ся нижняя − − сторона шляпк.. .
Для справок: тёмно−коричневый, крепкий, белый, желтоватый.

Шляпка гриба, покрытая (какой?) тёмно−коричневой кожицей (ж. р., тв. п., ед. ч.), держится на (какой?) крепкой ножке (ж. р., предл. п., ед. ч.). Снизу шляпка затянута (какой?) белой плёнкой (ж. р., тв. п., ед. ч.). Когда её уберешь, откроется нижняя (какая?) желтоватая сторона (ж. р., вин. п., ед. ч.) шляпки.
Вставленные слова являются именами прилагательными. Без них нельзя узнать, какой гриб описан, потому что они указывают на цвет шляпки, ножки. Их род, падеж и число определяются по имени существительному, к которому они относятся.

566. Спишите. Обозначьте падеж имён существительных и прилагательных. Подчеркните прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.
Образец. О  лисьихПредл. повадкахПредл. п. х.
О птичьих голосах, на птичьих головках;
с серой шерстью, серым утром, серым днём;
соловьиная трель, у соловьиного гнезда;
чёрным дымом, чёрную весть;
в сорочьем гнезде, сорочий стрекот;
по шёлковым пёрышкам, по шёлковой ткани.

О  птичьихПредл. п. голосахПредл. п. х, на птичьихПредл. п. головкахПредл. п. х;
с серойТ. п.  шерстьюТ. п. х  ,  серымТ. п. утромТ. п. х,  серымТ. п. днёмТ. п. х 
 соловьинаяИм. п. трельИм. п. х, у  соловьиногоР. п.  гнездаР. п. х;
чёрнымТ. п. дымомТ. п. х, чёрнуюВ. п. вестьВ. п. х;
в сорочьемПредл. п.  гнездеПредл. п. х,  сорочийИм. п. стрекотИм. п. х;
по шёлковымД. п.  пёрышкамД. п. х, по шёлковойД. п.  тканиД. п. х.

В переносном значении употреблены прилагательные в словосочетаниях: серым утром, серым днем, черную весть.

Черным [ч'орным] − 2 слога
ч - [ч'] - согласный, глухой непарный, непарный мягкий
ё - [о] - гласный
р - [р] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
н - [н] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
ы - [ы] - гласный
м - [м] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
6 букв, 6 звуков.

82

ГДЗ 7гуру к странице 82

567.  Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу? Спишите, подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж и число. • Подберите синонимы к слову грустный. • Найдите прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.
БЕРЁЗА
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грус(?)ную,
В белёном сарафан(?)чике,
С платочками в карман(?)чиках,
С красивыми застё..ками,
С зелёными серё..ками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яс(?)ную, кипучую,
То грус(?)ную, плакучую.

                             Берёза
Люблю берёзку русскую (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То светлую (ж. р., ед. ч., вин. п.), то грустную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
В белёном (м. р., ед. ч., предл. п.) сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми (мн. ч., тв. п.) застёжками,
С зелёными (мн. ч., тв. п.) серёжками.
Люблю её, нарядную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
Родную (ж. р., ед. ч., вин. п.), ненаглядную (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То ясную (ж. р., ед.ч., вин. п.), кипучую (ж. р., ед. ч., вин. п.),
То грустную (ж. р., ед. ч., вин. п.), плакучую (ж. р., ед. ч., вин. п.).
(А. Прокофьев)

Сарафанчике − сущ., в чем? Н. ф. − сарафанчик, неодуш., нарц., м. р., 2 скл, ед .ч., П. п.
Прилагательные русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую помогают поэту ярко, образно нарисовать березу.
Грустная − печальная, невесёлая.

568.  Определите стиль, тему и основную мысль текста. Разбейте текст на три части. Спишите вторую часть текста. Укажите слова, словосочетания и предложения, которые передают звуковые впечатления от падения дерева. Подчеркните прилагательные.

Я никогда не могу равнодушно видеть не только вырубленные рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева. В этом падении есть что−то невыносимо грустное. Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глуше и больнее... Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека. (С. Аксаков)

Сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе, оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа. По мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глуше и больнее. .. Ещё удар, последний: дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! (С.Т. Аксаков)

Стиль — художественный, тема — отношение писателя к рубке деревьев. Основная мысль — в падении срубленного дерева «есть что−то невыносимо грустное».

83

ГДЗ к странице 83

569.  Письменно ответьте на вопросы. Разберите записанные вами предложения по членам.
Образец. Мне нравятся честные, искренние люди. Мой брат способный.
1. Какие люди вам особенно нравятся?
2. О ком из своих товарищей, знакомых, родных вы можете сказать: справедливый, способный, заботливый, талантливый, правдивый?

Мне нравятся открытые, доброжелательные люди.
Мой отец справедливый. Мой брат способный. Моя мама заботливая. Моя сестра талантливая. Мой друг правдивый.

570. Разбейте текст на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения. Подчеркните сказуемые, выраженные именами прилагательными.
• Найдите синоним к слову отзывчивый.
• Передайте мысль первого предложения в форме прямой речи.
П..други говорят о Наташ., что она хорошая. Но так можно отозваться о многих людях. А вот что добавили о Наташ., её мама уч..теля тренер. Мама рада что Наташа добрая ласковая о..зывчивая чуткая душевная. Учителя ув..жают девочку за то что она скромная требовательная к себе старательная. Тренер сч..тает что она трудолюбивая настойчивая. Говоря о человек.., мало сказать, что он хороший или плохой. Нужно раскрыть значение этих слов.

Подруги говорят о Наташе, что она хорошая. Но так можно отозваться о многих людях. А вот что добавили о Наташе её мама, учителя, тренер. Мама рада, что Наташа добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная. (Точка стоит в конце повеств., невоскл. предложения.) Учителя уважают девочку за то, что она скромная, требовательная к себе, старательная. Тренер считает, что она трудолюбивая, настойчивая.
Говоря о человеке, мало сказать, что он хороший или плохой. Нужно раскрыть значение этих слов.

Отзывчивый - чуткий, душевный.
Подруги говорят: «Наташа хорошая».

Подруги говорят о Наташе, что она хорошая. (Предложение повеств., невоскл., сложн.)

Учителя − кто? Н. ф. − учитель, одуш., нариц., м. р., 2 скл., мн. ч., И. п., подлежащее.

571. Выделите в тексте о Юрии Алексеевиче Гагарине − первом в мире космонавте − три абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Чем различаются по значению слова простой и простоватый (человек)? Устно ответьте на вопрос: какие качества характера отметил в своём друге космонавт А. Леонов?
О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неут..мимый труженик. Он любил повеселит(?)ся пошутить. Все помнят знаменит., гагаринск.. улыбку. Но в работе он был предельно собран и сер(?)ёзен. Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями конспектами аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно−воздушной академ.. имени Жуковского в срок с д.. вал зачёты и экзамены (не)требовал никаких поблажек. Гагарин получил диплом с отличием. Гагарин был простым но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отл..чал дар мгновенно оц..нить ситуацию принять правильное решение.

   О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неутомимый труженик. Он любил повеселиться, пошутить. Все помнят знаменитую гагаринскую улыбку. Но в работе он был предельно собран и серьёзен.
Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями, конспектами, аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно−воздушной инженерной академии имени Жуковского, в срок сдавал зачёты и экзамены, не_требовал никаких поблажек. (В конце повеств., невоскл., предложения стоит точка. Запятые стоят между однородными сказуемыми.) Гагарин получил диплом с отличием.
Гагарин был простым, но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отличал дар мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение.

Решение − сущ., что? Н. ф. − решение, неодуш., нариц., ср. р., 2 скл., ед. ч., В. п., дополнение.

Простой − легкий в общении.
Простоватый − глуповатый.

84

Ответы к странице 84

572. Составьте из данных слов словосочетания. Обозначьте часть речи главного и падеж зависимого слова.
Добрый (к кому?) (с кем?) — дети, старики.
Внимательный (к кому?) — друзья, родители.
Благодарный (кому?) — товарищи.
Верный (чему?) — слово.
Верный (в чём?) — дружба.
Искусный (в чём?) — работа.
Памятный (кому?) — ребята.
Сильный (чем?) — дух.
Сильный (в чём?) — математика.

Добрый (прил.) к детям (дат. п.), добрый (прил.) со стариками (тв. п.);
внимательный (прил.) к друзьям (дат. п.), внимательный (прил.) к родителям (дат. п.);
благодарный (прил.) товарищам (дат. п.);
верный (прил.) слову (дат. п.);
верный (прил.) в дружбе (предл. п.);
искусный (прил.) в работе (предл. п.);
памятный (прил.) ребятам (дат. п.);
сильный (прил.) духом (тв. п.);
сильный (прил.) в математике (предл. п.).

573.Выберите подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день. Составьте с ними предложения и разберите их по членам.
Для справок:
день: ясный, пасмурный, тёплый, холодный;
небо: ярко−синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, тёмное, туманное;
воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный;
снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый.

Сегодня день пасмурный, но теплый.
Небо темное и серое.
Воздух туманный и сырой.
Последний снег темный и рыхлый.

85

ГДЗ к странице 85

574. Подберите прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными. Какие изменения нужно внести в текст, чтобы описать ясный весенний день?
В..сна но хол..дно. П..года ненас(?)ная. Небо − − . Из − − обл..ков пада..т то снег, то дождь. Ду..т − − вет..р и раскачивает − − ветви деревьев. Везде лужи − − в..ды и − − сугробы снега. И всё−таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.

Весна, но холодно. Погода ненастная. Небо мутное и серое. Из низких облаков падает то снег, то дождь. Дует холодный, пронизывающий ветер и раскачивает голые ветви деревьев. Везде лужи темной воды и рыхлые сугробы снега. И всё−таки на душе радостно, потому что весна наступила.

Чтобы описать ясный день, надо заменить эти прилагательные на другие, например: ясная, синее и т. п. Убрать упоминание о дожде и снеге.

Снег [сн'эк] − 1 слог
с — [с] — согласный, глухой парный, твердый парный
н — [н'] — согласный, звонкий  непарный, мягкий парный
е — [э] — гласный, ударный
г — [к] — согласный, глухой  парный, твёрдый  парный
4 буквы, 4 звука.

575. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное не является излишним (учитывайте значение определяемого существительного). Укажите род, число, падеж существительных и прилагательных. Обозначьте основу в прилагательных.
Мокр.. вода, холодн.. водой;
с весёл.. юношами и девушками, молодые юноши и девушки;
у знаком., старушк.., стар., старушкам;
на огромн.. айсберг.., ледяной айсберг;
с разн.. сувенирами, памяти..е сувениры;
о весенн.. ливн.., проливной ливень;
с тонким ароматом, душистый аромат.

Холодной водой (ж. р., ед. ч., тв. п.),
с весёлыми юношами и девушками (мн. ч., тв. п.),
у знакомой старушки (ж. р., ед. ч., род. п.),
на огромном айсберге (м. р., ед. ч., предл. п.),
с разными сувенирами (мн. ч., тв. п.),
о весеннем ливне (м. р., ед. ч., предл. п.),
с тонким ароматом (м. р., ед. ч., тв. п.).

(О) ливне − сущ., о чём? Н. ф. − ливень, неодуш., нариц., м. р., 2 скл., ед. ч., П. п., дополнение.

576. Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану (см. памятку). Свой ответ иллюстрируйте примерами.

I. Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Большой, деревянный, воробьиный, медвежья.
II. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (деревянный — деревянная — деревянные; деревянного, деревянному, о деревянном). Многие прилагательные имеют полную и краткую форму (красивый — красив). В краткой форме прилагательное изменяется по родам и числам (красив — красива — красивы).
III. В предложении имя прилагательное может быть определением или сказуемым.
Завтра будет ясный день. Погода переменчива.

577. Выпишите сначала имена прилагательные, затем имена существительные. Выделите корень в выписанных словах. • Назовите к выделенным словам синонимы. • Обозначьте условия выбора букв з и с на конце приставок.
Робость, робкий;
с..нева, синий;
белый, б..лизна;
пугливый, пугливость;
жестокий, жестокость;
трусливый, трусость;
безжалостность, безжалостный;
несмелый, несмелость;
бе(с, сс)ердечность, бе(с, сс)ердечный;
малодушие, малодушный;
бесчеловечный, бесчеловечность;
медлительный, медлительность;
верный, верность;
неторопливый, неторопливость;
надёжный, надёжность.

Имена прилагательные: Робкий, синий, белый, пугливый, жестокий, трусливый, безжалостный, несмелый, бессердечный, малодушный, бесчеловечный, медлительный, верный, неторопливый, надежный.
Имена существительные: Синева, белизна, пугливость, жестокость, трусость, безжалостность, несмелость, бессердечность, малодушие, бесчеловечность, медлительность, верность, неторопливость, надёжность.

Робкий — нерешительный, застенчивый.
Жестокий — бессердечный, чёрствый, бездушный.
Неторопливый — размеренный, плавный, неспешный, медлительный.

86

Стр. 86 §102. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

*Определите род, число и падеж прилагательных. Как с помощью вопроса можно определить написание безударного окончания у прилагательного?
Вин. п. − в тепл[ую] весенн[юю] пору. В пору как[ую]?
Тв. п. − тепл[ым] весенн[им] утром. Утром как[им]?
Предл. п. − о тепл[ом] весенн[ем] дне. О дне как[ом]?

Окончание прилагательного можно проверить окончанием вопросительного слова. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа − каким? −им(ым), в предложном падеже−о каком? −ом(ем). Прилагательное женского рода в винительном падеже единственного числа — (какую?) −ую(−юю), в родительном, дательном, творительном, предложном — (какой?) −ой(−ей).

87

ГДЗ к странице 87

578. Спишите. Обозначьте орфограмму № 19.
Применяя правила, рассуждайте по образцу: Сосна — хвойн.. дерево. Хвойн.. относится к слову дерево. Дерево — существительное ср. р., стоит в им. п., в ед. ч., значит, и хвойное стоит в ср. р., в им. п., в ед. ч. В этой форме у прилагательного окончание −ое. Дерево какое? Пишу: хвойное.
С надёжном врач..м, со старательней учениц..й, о ловк..м спортсмен.., прежн.. подругу, об умел..м мастер.., за метк..м стрелком, у аккуратней девочк.., со строг..м юнош..й, о проворн..м школьнике, со старш..м братом, о младш..й сестре, с хорош..м товарищам, об опасн..м наводнен.. .

С надёжн[ым] врачом (с врачом каким? м. р., тв. п.),
со старательн[ой] ученицей (с ученицей какой? ж. р., тв. п.),
о ловк[ом] спортсмене (о спортсмене каком? м. р., предл. п.),
прежн[юю] подругу (подругу какую? ж. р., вин. п.),
об умел[ом] мастере (о мастере каком? м. р., предл. п.),
за метк[им] стрелком (за стрелком каким? м. р., тв. п.),
у аккуратн[ой] девочки (у девочки какой? ж. р., род. п.),
со строг[им] юношей (с юношей каким? м. р., тв. п.),
о проворн[ом] школьнике (о школьнике каком? м. р., предл. п.),
со старш[им] братом (с братом каким? м. р., тв. п.),
о младш[ей] сестре (о сестре какой? ж. р., предл. п.),
с хорош[им] товарищем (с товарищем каким? м. р., тв. п.),
об опасн[ом] наводнении (о наводнении каком? ср. р., предл. п.).

579. Прочитайте текст, спишите его. Определите падеж прилагательных, в которых пропущены буквы. Над каждым из этих прилагательных надпишите проверочное слово какой? Укажите с помощью знака x существительные, от которых зависят эти прилагательные.
Я пог..сил костёр и пошёл вниз по реке... То по крут., берегам сер.. стеной стояло осинов.. мелколес(?)е и на отдельн.. осинах висел жёлт., хмель, будто кто−то развесил сушить на со(?)нце нов., рогожи. То дуплист., ива лежала поперёк реки, как мост, и около неё выскакивали из воды головли. То река уходила торжественн.. поворотом в леса, золотая и син.. от осени. (К. Паустовский)

Я погасил костёр и пошёл вниз по реке... То по крутым (каким? дат. п.) Хберегам серой (какой? тв. п.) Хстеной стояло осиновое (какое? им. п.) Хмелколесье и на отдельных (каких? предл. п.) Хосинах висел жёлтый (какой? им. п.) Ххмель , будто кто−то развесил сушить на солнце новые (какие? им. п.) Хрогожи . То дуплистая (какая? им. п.) Хива лежала поперек реки, как мост, и около неё выскакивали из воды головли. То Хрека уходила торжественым (каким? тв. п.) Хповоротом в леса (какая? вин. п.), золотая и синяя от осени. (К. Паустовский)

580. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных в именительном падеже.
• Составьте схему последнего предложения.
Снег. Обычн.., знаком., всем, бел.., пушист.., холодн.. снежок. Бел..? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясн.. зимн.. полдень он бел.., с чуть заметным фиолетов.. о(т, тт)енком и глубок., син.. тенями. Обл..ка несколько притушёвывают его с..яние. На закат., снег окрашивается в багрянец, а позднее, на гран., вечера и ноч.., становится лиловато−пепельн.. . Лунный свет делает его зеленоват.., в тени — мутнолилов.. .
В солнечную погоду снег кажется розов., и золот.., а непогода отражается в нём уныл.. ж..лтизной. (По А. Яблокову)

                        Цвет снега
Снег. Обычн[ый], знаком[ый], всем, бел[ый], пушист[ый], холодн[ый] снежок. Бел[ый]? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясный зимний полдень он бел[ый], с чуть заметным фиолетовым оттенком и глубокими, синими тенями. Облака несколько притушёвывают его сияние. На закате, снег окрашивается в багрянец, а позднее, на грани, вечера и ночи, становится лиловато−пепельным. Лунный свет делает его зеленоватым, в тени — мутнолилоым.
В солнечную погоду снег кажется розовым, и золотым, а непогода отражается в нём унылой желтизной. [−−− ===], а [−−− ===].

88

ГДЗ к странице 88

581. Сохранился ли ещё снег в вашей местности? Какой он в ясный весенний день, в пасмурный день; утром, вечером? Опишите снег. Если у вас не бывает снега, расскажите, как выглядит земля (горы, пустыня, степь и т.д.) в эти весенние дни.

Снег у нас еще сохранился, но повсюду начинает таять. Утром он розовеет на солнышке. В ясный весенний день он чернеет, становится серым, пористым, грязным, появляются проталинки. А вечером снег снова твердеет, покрывается блестящей корочкой.

582. Спишите. Обозначьте окончания прилагательных. Подчеркните прилагательные, называющие цвета радуги.
• Составьте и запишите предложения со словами: жёлтый, золотой, лимонный, янтарный.
РАДУГА
Я на радугу−дугу
Полюбуюсь поб..гу,
Семицветн..−цветную
На лугу подст..регу.
Я на красн.. дугу
Нагл..деться не могу,
За оранжев.., за жёлт..
Вижу нов., дугу.
Эта нов., дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на син.. дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетов..
Возьму да побегу.
Солнце село за стога,
Где ты, радуга−дуга? (Е. Благинина)

      РАДУГА
Я на радугу−дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветн[ую]−цветную
На лугу подстерегу.
Я на красн[ую] дугу
Наглядеться не могу,
За оранжев[ой], за жёлт[ой]
Вижу нов[ую] дугу.
Эта нов[ая] дуга
Зелен[ее], чем луга.
А за нею голуб[ая],
Точно мамина серьга.
Я на син[юю] дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетов[ой]
Возьму да побегу.
Солнце село за стога,
Где ты, радуга−дуга? (Е. Благинина)
(Предложение вопросит., поэтому в конце стоит знак вопроса. Между частями сложного предложения стоит запятая.)

Могу [магу] − 2 слога
м — [м] — согласный, звонкий непарный,  твёрдый парный
о — [а] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, ударный
4 буквы, 4 звука.

У девочки с золотыми волосами были янтарные серёжки, лимонная кофточка и жёлтые туфельки.

89

ГДЗ к странице 89

583. Перепишите пословицы. Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях.
• Укажите слова с разделительными ъ и ь.
1. От (хороший) братца можно ума набрат(?)ся.
2. (Большой) кораблю (большой) плаванье.
3. В (колючий) кустарнике не спрячеш(?)ся.
4. Мален(?)кое дело лучше (большой) бездел(?)я.
5. Горе в (чужая) земле без(?)языкому.

От хорош[его] братца можно ума набраться.
Больш[ому] кораблю больш[ое] плаванье.
В колюч[ем] кустарнике не спрячешься.
Маленькое дело лучше больш[ого] безделья.
Горе в чуж[ой] земле безъязыкому.

Кораблю − сущ., чему? Н. ф. − корабль, неодуш., нариц., м. р., 2 скл., ед. ч., Д. п., дополнение.

Слова с разделительными ь и ъ: безделья, безъязыкому, плаванье.

584. Диктант. Озаглавьте текст. Выделите в именах прилагательных окончания.
Ранн..й весной в берёзов..й рощ.. можно найти одно из самых первых весенних р..стений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко−син.. звёздочки, свеж.., чист.., с бел.. колечком тычинок посередине. У перелеск.. тёмн.. и плотн.. листья. Эти листья прошлогодн.., они перезимовали под снегом. (По H. Павловой)

Ранн[ей] весной в берёзов[ой] роще можно найти одно из самых первых весенних растений. Это голубые перелески. Но разве они голубые? Цветы — ярко−син[ие] звёздочки, свеж[ие], чист[ые], с бел[ым] колечком тычинок посередине. У перелесков тёмн[ые] и плотн[ые] листья. Эти листья прошлогодн[ие], они перезимовали под снегом. (Предложение повеств., невоскл., в конце предложения стоит точка, запятая стоит между двумя простыми предложениями в составе сложного.) (По H. Павловой)

90

ГДЗ к странице 90 §103. Описание животного

* Прочитайте текст. Выделите ту его часть, в которой описывается внешний вид козочки. Нравится ли она мальчикам? Как удалось автору это показать?
На зелёной поляночке можно увидеть двух мальчишек. Около них бегает маленькая козочка: беленькая, пушистая, с едва проклюнувшимися рожками. <...> Мальчишки смотрят на Майку. Та беззаботно щиплет травку, иногда поглядывает на своих друзей, как бы говоря: «Странно, а почему вы не делаете то же самое? Это так вкусно!»
(По В. Карпову)

Около них бегает маленькая козочка: беленькая, пушистая, с едва проклюнувшимися рожками. Мальчишкам козочка нравится. Автор показал это с помощью прилагательных, описывающих козочку: маленькая, беленькая, пушистая.

585. Изложение (см. памятку). У А. Куприна есть рассказ «Ю−ю». Так звали кошку, которая жила в доме писателя. Прочитайте отрывок из рассказа «Ю−ю», определите его стиль. Напишите изложение, озаглавьте его.
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело−розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно−рыже−белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

                     Красавица Ю−ю
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело−розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно−рыже−белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Стиль текста художественный.

586. Прочитайте. Озаглавьте текст. Устно перескажите его содержание.
Иногда приходится наблюдать и удивительнейшее собачье благородство по отношению к слабым.
У нашей моськи Бэлы был в молодости брат, Нарзан, задорный и самоуверенный, из породы крыловских мосек. На дворе уже в тульском нашем доме был цепной пёс — лохматый, белый, чудовищной величины. Звали его Дворняк. На ночь его спускали с цепи, он на свободе бегал по двору и по саду и густым своим лаем должен был отпугивать воров. Вот раз как−то вечером дворник спустил Дворняка с цепи раньше обычного. Он вбежал в сад. Виляя хвостом, подбежал к нам. Вдруг на него с грозным лаем бросился дурак Нарзан, прямо бросился на него, чуть не чтобы драться. Дворняк рявкнул и мгновенно подмял под себя Нарзана. Мы замерли: конец Нарзану. Замер от ужаса и сам Нарзан, прижатый спиною к земле могучими лапами Дворняка. А Дворняк, оскалив над Нарзаном ужасную пасть, подержал его с минуту под своими лапами и, не тронув зубом, отпустил. Знай, мол, вперёд, на кого бросаться, а я об тебя пачкаться не хочу. (В. Вересаев)

                  Собачье благородство
Иногда приходится наблюдать удивительное собачье благородство по отношению к слабым.
У нашей Бэлы был брат, Нарзан, задорный и самоуверенный, из породы крыловских мосек. На дворе в тульском нашем доме был цепной пёс Дворняк − лохматы, белый, огромный. На ночь его спускали с цепи, чтобы он своим лаем отпугивал воров. Вот раз как−то вечером дворник спустил Дворняка с цепи раньше обычного. Виляя хвостом, он подбежал к нам. Вдруг на него с грозным лаем бросился Нарзан. Дворняк рявкнул и мгновенно подмял под себя Нарзана. (Предложение повеств., невоскл., в конце ставим точку. С однородными сказуемыми, соединенными союзом и, запятая не ставится) Мы замерли: конец Нарзану. Замер от ужаса и сам Нарзан, прижатый спиною к земле могучими лапами Дворняка. А Дворняк, оскалив над Нарзаном ужасную пасть, подержал его с минуту под своими лапами и, не тронув зубом, отпустил. Знай, мол, вперёд, на кого бросаться, а я об тебя пачкаться не хочу.

Могучим − прил., какими? Н. ф. − могучий, мн. ч., Т. п., определение.

Вдруг [вдрук] − 1 слог
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, ударный
г — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
5 букв, 5 звуков.

91

ГДЗ к домашним заданиям страница 91

587. Сочинение. Опишите для конкурса «Моё любимое животное» какое−нибудь животное, которое живёт в вашем доме или за которым вы наблюдали (собаку, кошку, птицу, крысу и т. п.). Охарактеризуйте его внешний вид и повадки (как ест, спит, играет и т.д.). С самого начала определите основную мысль вашего описания. Подберите заголовок.

                             Тёма и Пушок
   У меня дома живут два красивых кота: Тёма и Пушок, подобранные на улице совсем маленькими. Я часто наблюдаю за ними. Они домашние любимцы. Тёма гладкошерстный, чёрного цвета, с белым треугольником на мордочке, белым животиком, ярко−розовым носиком, да еще на лапках как будто белые носочки надеты.
   Пушок — очень пушистый кот, светло−серый, с большим пушистым хвостом, как у белки, а нос у него такой же серый, как и он сам.
Тёма с Пушком любят поесть, но в еде разборчивы. Обычно оба они едят специальный корм или перловую кашу с мясом. Пушок, как только почувствует дынный запах, сразу начинает выпрашивать кусочек дыни. Не откажется он и от рыбки. Тёма же не очень любит рыбу, но от «своего», кошачьего корма никогда не откажется. Он его сразу чует — даже если он далеко, прибежит, будет ластиться и тереться у ног.
Играют мои коты мало, так как они уже в почтенном возрасте — им по 10 лет. Когда они были моложе, то были резвы и подвижны, очень любили играть. Играли они с маленькими пушистыми или заводными игрушками, с маленькими резиновыми мышками или мячами или вообще с любым шуршащими предметами. Они представляли, что это мышка. Тёма или Пушок залегают и тихонечко подкрадываются, а потом неожиданно прыгают и хватают «добычу», выпуская острые коготки.
   Спать они любят на мягких подстилках или в больших креслах.
   Еще Пушок и Тёма чутко реагирует на погоду. Если на улице пасмурно, то они лежат возле батареи, греются или спят. Но стоит выглянуть солнышку — оживляются. Поэтому мы зовем их «барометрами».

§104. Прилагательные полные и краткие

*Имена прилагательные имеют полные и краткие формы. Сравните окончания полных и кратких имён прилагательных.
Бел[ый] − бел☐
Бел[ая] − бел[а́]
Бел[ое] − бел[о]
Бел[ые] − бел[ы]
Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.
Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела́
Белой даже не была.

Белый - определение, не бела - сказуемое.

92

Ответы к домашним заданиям странице 92

588. Спишите, объясните знаки препинания в конце предложений. Выделите окончания кратких прилагательных. Запишите эти прилагательные в ед. ч. (м., ж. и ср. р.).
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина, все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но всё с тобой
Душой. (В. Жуковский)

Там небеса и воды ясн[ы]!
Там песни птичек сладкогласн[ы]!
О родина, все дни твои прекрасн[ы]!
Где б ни был я, но всё с тобой
Душой. (В. Жуковский)

Ясен − ясна − ясно,
сладкогласен − сладкогласна − сладкогласно,
прекрасен − прекрасна − прекрасно.

Первые три предложения повеств., воскл., поэтому в конце стоит воскл. знак. Последнее предложение повеств., невоскл., поэтому в конце стоит точка.

589. Запишите краткие формы имён прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы.
1. Бли́зкий — бли́зок, бли́зко, близка́;
у..кий, резкий, мя..кий, редкий, ни..кий, сла..кий, ро..кий.
2. Ну́жный — ну́жен, ну́жно, нужна́;
бледный, горький, страшный, чес(?)ный.

1. Узкий − у́зок, у́зко, у́зка́, (антоним − широкий)
ре́зкий − ре́зок, ре́зко, резка́,
мягкий − мягок, мягко, мягка́,
ре́дкий − ре́док, ре́дко, редка́,
нúзкий − нúзок, низко́, низка́,
сла́дкий − сла́док, сла́дко, сладка́,
ро́бкий − ро́бок, робка́, робко́ (антоним − смелый)

2. Бле́дный − бле́ден, бледна́, бле́дно,
го́рький − го́рек, го́рько, горька́,
стра́шный − стра́шен, страшна́, стра́шно,
че́стный − че́стен, честна́, че́стно.

590. Спишите и подчеркните главные члены предложения. Укажите, чем выражено сказуемое. • Определите стиль текста.
Образец. У грызунов зубы длинные (полн. прил.), большие (полн. прил.).
У зайца−русака глаза коричневые, уши длинные, большие, усы ж..сткие. Шерсть у зайца густая, сверху коричнево−ж..лтая, с тёмными крапинками. На шее она ж..лтовато−коричневая, сзади — серо−белая. Цвет шерсти меняет(?)ся зимой и летом. Окраска помогает грызунам скрыват(?)ся от врагов.

У зайца−русака глаза коричневые (полн. прил.), уши длинные (полн. прил.), большие (полн. прил.), усы жёсткие (полн. прил.). (Точка стоит в конце повест. невоскл. предложения. запятые разделяют 3 простых предложения в составе сложного. Запятая стоит между однородными сказуемыми длинные, большие).
Шерсть у зайца густая (полн. прил.), сверху коричнево-жёлтая (полн. прил.), с тёмными (полн. прил.) крапинками (сущ.). На шее она желтовато-коричневая (полн. прил.), сзади — серо-белая (полн. прил.). Цвет шерсти меняется (глаг.) зимой и летом. Окраска помогает (глаг.) грызунам скрываться (глаг.) от врагов.

Помогает − глагол, что делает? Н. ф. − помогать, 1 спр., наст. вр., ед. ч., сказуемое.

93

Ответы 7 гуру к странице 93

591. Запишите краткую форму рядом с полной формой прилагательных.
Линючего — линюч (кр. прилаг.),
пригож..му−−−,
хорошего − − − ,
тягуч..му − − − ,
горяч..го − − − ,
похож..му − − − ,
дремуч..го − − − .

Пригожему — пригож (кр. прил.),
хорошего — хорош (кр. прил.),
тягучему — тягуч (кр. прил.),
горячего — горяч (кр. прил.),
похожему — похож (кр. прил.),
дремучего — дремуч (кр. прил.).

Линюч [л'ин'уч'] − 2 слога
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ю — [у] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
5 букв, 5 звуков.

592. Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения. • Составьте схему одного из предложений с однородными членами.
Образец. Старый, дуб, высокий, могучий. − Старый дуб высок и могуч.
1. Утренний, воздух, чистый, свежий.
2. Беленький, ландыш, пахучий.
3. Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.
4. Забавный, ёж, колючий.

Утренний воздух чист и свеж. [−−− === и ===]
Беленький ландыш пахуч.
Огромный страшный медведь неуклюж.
Забавный еж колюч.

593. Составьте 4 предложения о животных из сказок (волке, зайце, медведе и т.д.) с однородными сказуемыми, выраженными прилагательными. Подчеркните сказуемые, выраженные краткими прилагательными.
Образец. Лиса ловка и хитра.

Волк силён и смел.
Заяц хвастлив, но труслив.
Медведь велик, но неуклюж.
Кот умён и ловок.

594. Спишите, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими.
• Подчеркните обращение.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь (чуткие) и (отзывчивые) к чужому горю.
Будьте (здоровые), любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они (честные) и (сильные)! (Из письма М. Горького)

Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны!

Желаю − глаг., что делаю? Н. ф. − желать, 1 спр., наст. вр., 1−м л., ед. ч., сказуемое.

595. Составьте (устно) побудительные предложения со словами − будьте внимательны! будьте добры! будьте любезны!. Представьте себе, что вы обращаетесь с просьбой к пассажирам (автобуса, трамвая, электропоезда и т.д.). Не забывайте употреблять слово пожалуйста.

Уважаемые пассажиры, при выходе из вагона будьте внимательны, не забывайте свои вещи!
Будьте добры, уступайте места инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с детьми.
Будьте любезны, не заходите за ограничительную линию.

94

Ответы к домашним заданиям странице 94

596. Внесите необходимые исправления в предложения с однородными сказуемыми.
Образец. Коридор в школе светлый и широк. − Коридор в школе светел и широк. Коридор в школе светлый и широкий.
1. Сп..ртсмены нашей школы быстрые и ловки.
2. Класс был неуютный и пуст.
3. Будьте счас(?)ливые и здоровы!
4. Будьте ост..рожные и внимательны!

Спортсмены нашей школы быстрые и ловки. − Спортсмены нашей школы быстры и ловки. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие.
Класс был неуютный и пуст. - Класс был неуютен и пуст. Класс был неуютный и пустой.
Будьте счастливые и здоровы! - Будьте счастливы и здоровы!
Будьте осторожные и внимательны! - Будьте осторожны и внимательны!

597. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены.
Образец. Товарищ за что−то сердитый на меня. − Товарищ за что−то сердит на меня.
1. Мария похожая на мать.
2. Я не согласный с товарищ..м.
3. Я очень благодарный другу за помощь.
4. Кто в этом виноватый?

Мария похожа на мать.
Я не согласен с товарищем.
Я очень благодарен другу за помощь.
Кто в этом виноват?

(С) товарищем − сущ. с кем? Н. ф. − товарищ, одуш., нариц., м. р., 2−е скл., ед. ч., Т. п. дополнение.

598. Главный герой картины художника А. Комарова «Наводнение»−заяц. Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Где и как он сидит? Расскажите, как случилось, что заяц оказался на дереве. Ваш слушатель − первоклассник, младший братишка. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как включите в него описание зайца, как закончите своё повествование.

                     Сочинение
   Главный герой картины художника А.Комарова "Наводнение" − заяц. У него продолговатая голова, длинные ушки. Шерсть зайчика серовато−коричневая. Глазки темные, в них виден настоящий страх. Заяц сидит на дереве. Он забился как можно выше, ведь боится попасть в воду.
   Зайка попал в настоящую беду. Дело в том, что с приходом весны снег и лед начали таять. Началось наводнение. Заяц взобрался на дерево и ждет, пока сойдет вода. Художник изобразил всю суровость природы. Картина очень сильная. Я искренне надеюсь, что зайчику все же удалось выбраться с ловушки и он вернулся к своим товарищам.

95

Ответы к домашним заданиям странице 95 §105. Морфологический разбор имени прилагательного

599. Выполните морфологический разбор выделенных имён прилагательных. Определите стиль описания.
Особенностью ужа является чёрная окраска туловища. По бокам головы — два ярких оранжевых или жёлтых пятна. Длина не превышает 130 сантиметров. Уж не ядовит. Живёт вблизи водоёмов, среди камней, в старых плотинах.

Стиль описания − научно−популярный
I. Чёрная окраска — прилаг. Окраска (какая?) чёрная.
II. Н. ф. — чёрный; в ж. р., в им. п.; в ед. ч.
III. Окраска (какая?) чёрная.

I. Не ядовит (уж) — прилаг. Уж (каков?) не ядовит.
II. Н. ф. — ядовитый; в кр. форме, в м. р., в ед. ч.
III. Уж (каков?) не ядовит.

I. В старых плотинах — прилаг. В плотинах (каких?) старых.
II. Н. ф. — старый; в мн. ч., в предл. п.
III. В плотинах (каких?) старых.

96

Ответы к домашним заданиям странице 96

600. Напишите сочинение на тему «Как я испугался» по плану. Введите в ваше сочинение описание ужа (см. упр. 599). Сохранится ли стиль в вашем описании ужа?
План
1. В лес за грибами.
2. «Змея!»
3. Страхи оказались напрасными.

                   Как я испугался
   Однажды мы с друзьями пошли в лес за грибами. У всех уже были полные корзинки, а у меня на донышке лежало всего несколько сыроежек.
И вот я заметил под ёлкой коричневую бархатную шляпку! Неужели белый? Я нагнулся, чтобы срезать гриб, и вдруг... Из−под ёлки метнулась блестящая чёрная лента! Змея! Я с криком отдернул руку и бросился прочь от злополучного места.
   Но потом любопытство взяло верх, и я решил все−таки посмотреть на змею. Она не уползла далеко, а преспокойно грелась на камне на солнечном месте. Мы подошли поближе и разглядели ее. Змейка была чёрная, по бокам головы — два ярких оранжевых пятна. «Это уж!» — сказал Вася. «Он не ядовит!» Значит, я напрасно испугался.

601. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных.
• Укажите, какими членами предложения являются имена прилагательные во втором абзаце.
Уд..вительное щ..лканье; заботятся о птен(?)чиках; ло..кая обез(?)яна; б(?)ют крыл(?)ями; с раз(?)ярённым хищником; над вз(?)ерошенным ц..плёнком; любуемся малыш..м; под луч..м солнца.
В..рховые лошади энергич(?)ны, быстры. У чистокровной верховой лошад.. шея тонкая, длинная, чаще всего прямая. Т..желовозы невозмутимо спокойны, медлительны.

  Удивительное щёлканье (им. п.); заботятся о птенчиках (предл. п.); ловкая обезьяна (им. п.); бьют крыльями (тв. п.); с разъярённым хищником (тв. п.); над взъерошенным цыплёнком (тв. п.); любуемся малышом (тв. п.); под лучом (тв. п.) солнца (род. п.).
  Верховые лошади (им. п.) энергичны, быстры. У чистокровной верховой лошади (род. п.) шея (им. п.) тонкая, длинная, чаще всего прямая. Тяжеловозы (им. п.) невозмутимо спокойны, медлительны.

Повторение

1. Дайте определение имени прилагательного.

Имя прилагательное − Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Что общего между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?

Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам. Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т. е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе − по родам. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.

3. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Имя прилагательное»?

Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание −ым (−им), а в предложном падеже − −ом (−ем). Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание −ую (−юю), а в родительном, дательном, творительном и предложных падежах − окончание −ой(−ей). Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания −ый, −ий, −ой, но отвечают на вопрос какой? Эти окончания нельзя проверять вопросом. В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения − буква е. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.

4. Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание прилагательных?

Потому что "какой" имеет такое же склонение, как и прилагательное, причем оно имеет ударное окончание.

5. Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.

602. Выпишите из толкового словаря учебника прилагательные с непроверяемыми написаниями, обозначающие различные качества человека.

Грамотный, расчётливый, справедливый, бессердечный, бесчеловечный, душевный, жестокий, отзывчивый, чуткий.