Повторение и систематизация изученного

Выбирайте нужную страницу и смотрите ответы. Чтобы вернуться к главе про глаголы, жмите Назад внизу страницы. Ссылку на все параграфы ГДЗ по русскому языку Ладыженской ищите внизу.

Повторение и систематизация изученного

Выбирайте нужную страницу и смотрите ответы. Чтобы вернуться к главе про глаголы, жмите Назад внизу страницы. Ссылку на все параграфы ГДЗ по русскому языку Ладыженской ищите внизу.

Страница 138

Ответы к домашним заданиям странице 138 §123. Разделы науки о языке

* Язык, которым мы пользуемся, состоит из самых разных элементов − звуков, слов, предложений и т. д.
В каких разделах науки о языке изучаются такие единицы, как звуки, лексическое значение слова, морфемы, части речи, словосочетания и предложения?
С какими разделами науки о языке связана орфография, а с какими — пунктуация?

Звуки − фонетика,
лексическое значение слова − лексика,
морфемы − морфемика,
части речи − морфология,
словосочетания и предложения − синтаксис.
С какими разделами науки о языке связана орфография, а с какими — пунктуация?
Орфография − фонетика,
пунктуация − синтаксис.

705. Озаглавьте таблицу. Запишите в соответствующие разделы науки о языке слова из материала для справок.
Для справок: словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, часть речи, ударение, падеж, гласный, антоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.

 

706. Перечитайте указанные ниже упражнения и подготовьте, используя данный план, сообщение на тему «Изучайте русский язык». Будьте внимательны! Упражнения следует искать в обеих частях учебника.
1. Язык — средство общения (упражнения 1, 10, 274, 336).
2. Русский язык неисчерпаемо богат (упражнения 7, 136, 327, 555).
3. Культура нашей речи (упражнения 250, 272, 316, 543, 558).

                                 Изучайте русский язык
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими.
Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык. Русский язык язык русского народа. Однако им пользуются как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию. Более того, он является также средством межнационального общения.
В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многих стран мира.
Языку нужно учиться. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму.
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей − сложных и простых, − для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Даже в самых полных словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Важно не только уметь грамотно и красиво, важно также учиться говорить вежливо. Если вы вежливы, то, обращаясь к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением, вы будете пользоваться словами.

139

ГДЗ к странице 139

707. Озаглавьте таблицу. Расскажите по ней о звуках русского языка. В каждую графу добавьте по 3−4 слова.


Звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки
бывают ударными и безударными. Русский алфавит включает 10 букв, обозначающих гласные звуки: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Согласные звуки могут быть звонкими твердыми, звонкими мягкими, глухими твердыми и глухими
мягкими. В русском алфавите согласные звуки обозначает 21 буква: б, в, г, д, ж, з, и, к, л, м, н, n, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

708. Вставьте пропущенные буквы. Укажите (устно) лексическое и грамматическое значения выделенного слова. Подберите к нему синонимы. Почему это слово здесь употреблено уместно?
...От неба до земли,
К..чаясь, движется завеса,
И будто в з..лотой пыли
Ст..ит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тян..т,
И что−то к саду подошло,
По свежим листьям бар..банит.

...От неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что−то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Барабанить − бить в барабан, играть на барабане; (перен.) часто и дробно стучать.
Барабанить − глагол, несовершенный вид, неперех., невозвр., 2 спряжение.
Барабанить − стучать, бить, колотить, тарабанить.

Это слово уместно здесь, так как оно передает звук дождя.

709. Заполните таблицу «Строение самостоятельного слова» данными ниже словами. На какие темы можно составить тексты с этими словами?
       Отрядный, мечта, вб..жал, городской, поход, кружок, сделал, футболист, возр..ст, зап..стрели, ореш..к, грибной, ж..лтенький, к..стёр, пог..сил.


С данными словами можно составить рассказ о походе в лес.

710. Выпишите по 2−3 примера слов, в основу которых, кроме корня, входят:
1) суффикс;
2) приставка и суффикс (суффиксы).
Обозначьте в них морфемы. Приведите 1−2 примера слов с беглыми гласными.
ТРОСТНИК
Сидел рыбак весёлый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул.
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И, будто оживлённый,
Тростник заговорил —
То голос человека
И голос ветра был. (М. Лермонтов)

Рыбак, тросники, скважина.
Срезал, оживленный, заговорил.
Сухой тросник он срезал
И скважины проткнул. − Предложение повеств, невосклиц., прост., распростр., двусост., осложнено однород. сказуемыми.

Тростник − [трасн’ик] - 2 слога
т − [т] − согласный, глухой парн., твердый парн.
р − [р] − согласный, звонкий непарн., твердый парн.
о − [а] − гласный, безударный
с − [с] − согласный, глухой парн., твердый парн.
т −  [-]
н − [н ’] − согласный, звонкий непарн, мягкий парн.
и − [и] − гласный, ударный
к − [к] − согласный, глухой парн., твердый непарн.
8 б., 7 зв.

140

ГДЗ к странице 140

711. Заполните таблицу примерами, взяв их из помещённых ниже стихотворений. Какие из включённых в таблицу частей речи:
1) склоняются;
2) спрягаются?
• Спишите первое предложение из первого стихотворного отрывка, подчеркните в нём главные члены.

1. Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом. (А. Блок)
2. Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

Имена существительные: гроза, ветка, роз, в окно, ароматом, трава, слез, гром, раскатом, раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.
Имена прилагательные: белых, прозрачных, молодые, дождевые.
Глаголы: прошла, дышит, гремит, брызнул, летит, повисли, золотит.

1. склоняются имена существительные,
2. спрягаются глаголы.

Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом...

141

ГДЗ к странице 141

712. Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку). Приведите свои примеры.

Имя существительное.
1. Значение (кто? врач, учитель, пилот, мама; что? машина, дорога, столб).
2. Собственные (Васька, Москва, Кремль) и нарицательные (учитель, стол, школа).
3. Одушевленные (волк, птица, доктор) и неодушевленные (компьютер, небо, линия).
4. Род имен существительных: мужской, (стол, сад, дом), женский (земля, ночь, дорога), средний (солнце, небо, пальто).
5. Падеж имен существительных (Им. п. − улица, Р. п. − улицы, Д. п. улице, B. n. − улицу, Т. п. − улицей, П п. − об улице).
6. Изменение по числам: единственное (кот, девочка), множественное (коты, девочки).
7. Роль в предложении. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим (Машина быстро проехала по шоссе. ) и дополнением (Она взяла перчатки.), также обстоятельством (Мы шли по лесу.)
Имя прилагательное.
1. Значение (какой? красивый, большой, золотистый).
2. Постоянные признаки: качественное (красный, тяжелый, тихий, вредный), относительное (деревянный, январский, двухэтажный) или притяжательное (мой, его, мамин).
3. Непостоянные признаки:
− у качественных:
а) степень сравнения (большой, больше, самый большой),
б) краткая и полная форма (высокий, высок).
− у всех прилагательных
а) падеж (Им. п. − красивая улица, Р. п. − красивой улицы, Д.п. красивой улице, B. n. − красивую улицу, Т. п. − красивой улицей, П п. − о красивой улице).
б) число (красивый (ед. ч.), красивые (мн. ч.)),
в) род (красивый стол − м. р., красивое платье − ср. р., красивая девочка − ж. р.)
4. Синтаксическая роль. В предложении прилагательные в полной форме, бывают определениями, иногда сказуемыми. (Я вижу кирпичный дом. Дом кирпичный.) Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. (Платье не ново.)
Глагол
1. Значение (что делать? играть, петь, смотреть)
2. Неопределенная форма глагола (что делать? что сделать?) прилечь,играть, прийти.
3. Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать? Прыгнуть, объявить, нарисовать);
несовершенный (что делать? прыгать, объявлять, рисовать)
6) спряжение (1 спр. − надевать, брать; 2 спр. − смотреть, видеть)
в) переходность (смотреть, смотреться).
3. Непостоянные признаки:
а) число: смотрим (мн. ч.), смотрю (ед. ч.),
6) время (если есть): настоящее − играем; прошедшее − играли; будущее − будем играть.
д) род (если есть): мальчик смотрел −м. р., девочка смотрела − ж. р., солнце светило − ср. р.
4. Синтаксическая роль. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
(Ученики отправились в поход. Петя будет петь завтра.)

713. Распределите словосочетания по главному слову. Укажите условия, от которых зависит написание пропущенных букв.
Образец. ХПриехал из (1−е скл., род. п.) столиц[ы].
Шествует по площад.., ветка акаци.., жил в санатори.., шли по алле.., цветок яблон.., остановились в ущель.., командир батаре.., отдыхать на побережь.., лечился в госпитал.., вернулся с границ.., лист из тетрадк.., рассказ Мари.. Степановн.., вытащил из проруб.. .

1. Главное слово - существительное: Хветка (1−е скл., Р.п.) акаци[и], Хцветок (1-е скл., Р.п.) яблон[и], Хкомандир (1-е скл.,  Р.п.) батаре[и], Хлист из (1-е скл., Р.п.) тетрадк[и], Храссказ (1-е скл., Р.п.) Мари[и] Степановн[ы].
2. Главное слово - глагол: ХШествует по (3-е скл., Д. п.) площад[и], Хжил в (2−е скл.,на -ий, П.п.) санатори[и], Хшли по (1-е скл., Д.п.) алле[е], Хостановились в (2-е скл., П.п.) ущель[е], Хотдыхать на  (2-е скл., П.п.) побережь[е], Хлечился в (2-е скл., П.п.) госпитал[е], Хвернулся с (1-е скл., Р.п.) границ[ы], Хвытащил (3-е скл., Р.п.) из проруб[и].

714. Прочитайте рассказ о встрече ласточки−береговушки со «страшным» зверем, озаглавьте его. Составьте и запишите план, используя разные по цели высказывания предложения.
• Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами и с обращением.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ел.., на толст..м суку, выстроен дом. Весь из суч(?)ев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий. «Вот хороший дом,—думает она, — проч(?)ный и с крышей».
Подлетела маленькая Береговушка к большему дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!
А из дома вдруг как высун..т(?)ся рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с ж..лтыми зубами! Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, н..чевать просят(?)ся к белкам в дом?
Обмерла Береговушка, сер(?)це камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк. (В.Бианки)

           Страшный зверь
1) Симпатичный домик.
2) «Пустите переночевать!»
3) «С каких пор птицы у белок ночуют?!»
4) Прочь!

ЗалетелаО Береговушка в густой лес, смотритО: на высокой елиО, на толстом сукуО, выстроен дом . (Слож., с одн. сказ. и обстоят.). Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — теплый, мягкий. «Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».
ПодлетелаО маленькая Береговушка к большому дому, постучалаО клювиком в стенку и проситО жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать! (С обращением)
А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усамиО, с желтыми зубамиО! (С однор. доп.) Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?
Обмерла Береговушка, сердце камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутек. (В. Бианки)

142

ГДЗ к странице 142

715. Составьте таблицу «Члены простого предложения». Какие две основные графы у вас получились? На какие графы вы их разделили? Расскажите по этой таблице о членах простого предложения, приводя свои примеры.

 

716. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какими пунктуационными правилами вы руководствовались?
• Можно ли заменить выделенное слово синонимами?
Над моим окном, под карнизом, свили гн..здо проворные трясогузки Неутомимо п..рхали они на своих лё..ких крылышках вокруг гн..зда хл..потливо н..сили птички в клювах длинные конские волосинки сухой мох тр..винки, дёргали из пазов бревенчатой стены мя..кую паклю. (И. Соколов−Микитов)

Над моим окном, под карнизом, свили гнездо проворные трясогузки. Неутомимо порхали они на своих лёгких крылышках вокруг гнезда. Хлопотливо носили птички в клювах длинные конские волосинки, сухой мох, травинки, дёргали из пазов бревенчатой стены мягкую паклю. (И. Соколов−Микитов)

Проворные — шустрые, быстрые, ловкие.
Правила: Знаки препинания в конце предложения и между однородными членами.

Бревенчатый − прил., (какой?) Н. ф. − бревенчатый, в ж. р., ед. ч., Р. п., определение.

717. Напишите сочинение на одну из данных тем (на выбор): «Куда бы я хотел(а) поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации (берёзы, калины и т. п.)».

Куда бы я хотел поехать летом?
Я все чаще задумываюсь о летних каникулах — ведь они уже так близко! Планов на каникулы у меня очень много, но больше всего я хочу поехать на море.
В прошлом году я впервые увидел море. Оно меня поразило.
Море всегда разное. В тихую и солнечную погоду — в штиль — оно ярко−голубое, как безоблачное небо. В шторм море свирепое, яростное, оно злобно бросается на прибрежные камни и рычит, будто хочет их погрызть. Я любил в такую погоду приходить на берег и думать об отважных моряках, которые сейчас плывут по бушующему морю, борются со стихией. А в дождь море совсем сливается с небом, граница моря и неба исчезает. Утром я прибегал на море встречать рассвет, а вечером плавал по лунной дорожке. Кажется, что можно так доплыть до самой луны, но надо возвращаться, плыть на огонек фонарика, с которым ждут тебя на берегу.
У меня есть альбом художника Айвазовского, я смотрю на его картины и вспоминаю море.

143

ГДЗ к странице 143 §124. Орфограммы в приставках и в корнях слов

718. Спишите стихотворение С. Есенина «Черёмуха». Обозначьте графически орфограммы:
1) в приставках;
2) в корнях слов.
Черёмуха душ..стая
С весною ра..цвела
И ветки з..лотистые,
Что кудри, зав..ла.
Кругом роса медвяная
Сп..лзает по к..ре,
Под нею зелень пряная
Сия..т в с..ребре.
А рядом, у пр..талинки,
В траве, между к..рней,
Бежит, струит(?)ся маленький
С..ребряный2 ручей.
Черёмуха душ..стая,
Ра..весившись, ст..ит,
А зелень з..лотистая
На солнышке горит.
Ручей в..лной гремуч..ю
Все ветки обдаёт
И вкра..чиво под круч..ю
Ей песенки поёт.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

719. Прочитайте. Докажите, что это текст. Спишите, обозначая часть слова, в которую вы вставили пропущенную букву. • Подчеркните:
1) определения и сказуемые, выраженные прилагательными;
2) главные члены в последнем предложении.
Утро прекрас(?)ное. Недалёкое озеро ч..ть−ч..ть р..било от лё..кой зыби. Глаза невольно сж..мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св..ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Плакучие берёзы купали в озер.. свои ветви, и кое−где бер..га пор..сли осокой, в которой прятались больш..е ж..лтые цветы. (И. Гончаров)

Утро прекрасное прил.. Недалёкое прил. озеро чутьчуть рябило от лёгкой прил. зыби. Глаза невольно сжимались от ослепительного прил. блеска солнечных прил. лучей, которые сверкали то алмазными прил., то изумрудными прил. искрами в воде. Плакучие прил. берёзы купали в озер[е] свои ветви, и кое−где берега поросли осокой, в которой прятались больш[ие] прил. жёлтые прил. цветы. (И. Гончаров)

Это текст, так как предложения связаны одной темой − описание озера.

Недалёкое озеро чуть-чуть рябило от лёгкой зыби. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Лучей − [луч'эй'] − 2 слога
л − [л] − согл., зв. непарн., тв.парн.
у − [у] − гл., безуд. 
ч − [ч'] − согл., глух. непарн., мягк.непарн.
е − [э] − гл., ударн.
й − [й'] − согл., зв. непарн, мягк.непарн
5б., 5зв.

144

ГДЗ к странице 144

720. Диктант. Подчеркните проверяемые орфограммы в приставках и корнях слов.
Выб..рать маршрут, п...заботиться о снаряжении, крепкую бечё..ку, путеше(?)ствовать на ло..ках, шлю..ках, в высоких зар..слях, чудес(?)ным3 летним утром, ра...бивать лагерь, ра..жигать костёр, распол...житься в п..латке, соб..рать коллекцию, л..карственные р..стения.

Выбирать маршрут, позаботиться о снаряжении, крепкую бечёвку, путешествовать на лодках шлюпках, в высоких зарослях, чудесным летним утром, разбивать лагерь, разжигать костер, расположиться в палатке, собирать коллекцию, лекарственные растения.
Чудесным − прил., (каким?) Н. ф. − чудесный, в ср. р., ед. ч., Т. п., определение.

§125. Орфограммы в окончаниях слов

* С какими частями речи связан выбор гласных в окончаниях слов?

С именами существительными, с именами прилагательными, с глаголами.

721. Подберите по 4−5 примеров к каждому случаю употребления буквы и в окончаниях изученных частей речи.
1. Сущ. на −ия в род., дат. и предл. п.; на −ий, −ие в предл. п.
2. Сущ. 3−го скл. в род., дат. и предл. п.
3. Прилаг. м. и ср. рода в тв. п.
4. Гл. II спр.

Сущ. на −ия в род., дат. и предл.п.: акации, революции, демонстрации, о коллекции, о Марии;
на −ий−, −ие− в предл.п.: о санатории, о профилактории, о предложении, в здании, о происшествии.
Сущ. 3−скл. в род., дат. и предл. п.: дочери, ржи, местности, о полночи, на площади.
Прилаг. м. и ср. рода в тв. п.: большим (домом); средним (пальцем); отважным (поступком); маленьким (крыльцом); долгим (путешествием); красивым (лицом).
Гл.2 спр.: Видит, любишь, строят, клеишь, дышим.

722. Составьте таблицу «Буква е в окончаниях изученных частей речи». Заполните её примерами.

 

723. Запишите слова с орфограммами — гласными буквами после шипящих в окончаниях слов, обозначая графически выбор написания.
Ключ..м, туч..й, больш..й, врач..м, саранч..й, дач..й, товарищ..м, крыш..й, пахуч..го, ковш..м, горяч..го, рощ..й, (с) удач..й, свеж..го, камыш..м, ландыш..м, (к) Алёш.., на свеж..м (воздухе), пиш..м, (с) хорош..м (другом).

Ключ[о́м], ту́ч[ей], больш[о́й], врач[о́м], саранч[о́й], да́ч[ей], това́рищ[ем], кры́ш[ей], паху́ч[его], ковш[о́м], горя́ч[его], ро́щ[ей], (с) уда́ч[ей], све́ж[его], камыш[о́м], ла́ндыш[ем], (к) Алёш[е], на све́ж[ем] (воздухе), пи́ш[ем], (с) хоро́ш[им] (другом).

724. Диктант. Обозначьте орфограммы в окончаниях глаголов.
По утрам весь омут покрыт туманом. Туман настолько плотен, что сверху каж..тся — в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито снятое синее молоко. С разбегу броса..шься вниз. Сначала головой пробива..шь туман и только потом попада..шь в воду. Вынырн..шь — и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только льются сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода тёплая, за ночь не успева..т остынуть. Зато когда вылез..шь, пачкая коленки о глинистый берег, грудь сдавлива..т от холода... (В.Тендряков)

По утрам весь омут покрыт (I спр.) туманом. Туман настолько плотен, что сверху каж[ет]ся (I спр.) — в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито (II спр.) снятое синее молоко. С разбегу броса[ешь]ся (I спр.) вниз. Сначала головой пробива[ешь] (I спр.) туман и только потом попада[ешь] (I спр.) в воду. Вынырива[ешь] (I спр.) — и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только ль[ют]ся (I спр.) сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода теплая, за ночь не успева[ет] (I спр.) остнуыть (I спр.). Зато когда вылез[ешь] (I спр.), пачкая коленки о глинистый берег, грудь сдавлива[ет] (I спр.) от холода. (В. Тендряков)

145

ГДЗ к странице 145 §126. Употребление букв ъ и ь

725. Распределите данные слова с разделительными ъ и ь на две группы. Обозначьте условия выбора этих букв.
Лис(?)я (нора), с(?)ехать (с горы), двер(?)ю, об(?)явить, скам(?)я, с(?)есть, грозд(?)ями, рел(?)еф, под(?)езд, объяснение, бар(?)ер, с(?)ёмка.

1. С разделительным Ъ − после приставок на согласный перед е, ё, ю, я.
    Съехать с горы, объявить, съесть, подъезд, объяснение, съёмка.
2. С разделительным Ь − в корне или на конце корня перед е, и, ё, ю, я.
    Лисья нора, дверью, скамья, гроздьями, рельеф, барьер.

726. Спишите, обозначая графически орфограммы на месте пропусков и скобок.
Перейти вброд глубокую и быструю горную реч(?)ку не так−то просто. (С)первых же ш..гов я почу(?)ствовал, что, (не)будь (у)меня к..томки (за)пл..чами и (в)руках кре..кой палки, я (не)мог бы справит(?)ся (с)течением. От быстро бегущей воды закружилась голова, я пок..чнулся и едва (не)упал.4 Скоро я заметил, что идти стало ле..че. Ещё несколько ш..гов, и мы вышли (на)мелковод(?)е. По вздоху, вырвавшемуся (у)моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались сер(?)ёзной опасност.. . (По В. Арсеньеву)

Перейти вброд глубокую и быструю горную речку не так−то просто. С  первых же шагов (шаг) я почувствовал (слов. сл.), что, не  будь у  меня котомки (слов. сл.) за  плечами (плечи) и в  руках крепкой (крепок) палки, я не  мог бы справиться (что сделать?) с  течением. От быстро бегущей воды закружилась голова, я покачнулся (качка) и едва не  упал. Скоро я заметил, что идти стало легче (лёгок). Ещё несколько шагов (шаг), и мы вышли на  мелководье. По вздоху, вырвавшемуся у  моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьёзной опасност[и]. (По В. Арсеньеву)

От быстро бегущей воды закружилась голова, я покачнулся и едва не упал. (Повест., невоскл., сложное, имеет две грамм. основы., первое простое предложение − распр., двусост.. Второе простое предложение − двусост., распр., осложнено однород. сказуемыми)

727. Найдите на форзацах учебника названия видов орфограмм, отражающих употребление ь после шипящих (см. орфограммы № 8, 9, 20, 22). Придумайте и запишите на каждый вид орфограммы по 3−4 примера.

Орфограмма № 8: ночь, сечь, дочь, ложь (3−е скл.).
Орфограмма № 9: сочный, вечный, венчик, кочка.
Орфограмма № 20: пахуч, линюч, дремуч, тягуч (кратк. прилагательные).
Орфограмма № 22: беречься, зажечь, привлечь (что сделать?), трудишься, переносишь (2−е л., ед. ч.).

146

ГДЗ к странице 146 §127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

728. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
• Укажите предложение с обращением.
1. Цветы и травы покрывают зелёный холм. (А. Блок)
2. Тонкий туман разливается молоком (в)воздухе и застилает отделённые леса. (И. Тургенев)
3. Спи дитя моё усни! Сла..кий сон к себе мани: (в)няньки я тебе взяла ветер солнце и орла. (А. Майков)
4. Над крутыми б..регами (над)широк..м валом (над)п..лями и лугами радуга вст..вала. (А. Прокофьев)
5. Неохотно и несмело солнце смотрит (на)п..ля. (Ф. Тютчев)
6. Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)

Цветы и травы покрывают зелёный холм. (А. Блок)
Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает отдаленные леса. (И. Тургенев)
Спи, дитя моёобращение , усни! Сладкий сон к себе мани: в няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла. (А. Майков) -  Предложение с обращением.
Над крутыми берегами, над широким валом, над полями и лугами радуга вставала. (А. Прокофьев)
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф. Тютчев)
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)

Застилает − глагол (что делает?). Н. ф. − застилать, несов. вида, I спр., в наст. вр., в ед. ч., в 3−м л, сказуемое.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Повест., невосклиц., простое, распростр., двусост., осложнено однород.
обстоятельствами)

729. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какое пунктуационное правило вы будете применять?
• Какое из выделенных слов имеет омонимы?
• Какие глаголы употреблены в переносном значении?
1. Зелён.. сетью трав подёрнут спящий пруд а за прудом село дымит(?)ся.
2. Полн., луна блестит меж вётел над прудом и возле берега волна с холоди..м резвиться луч..м.
3. Уж за горой дремуч..ю погас вечерний луч едва струёй гремуч..ю сверка..т жаркий ключ.
4. Горн.. вершины спят во т(?)ме ночной тихие д..лины полны свеж..й мглой.
5. Молчит табун река журчит одна.
6. Ревёт гроза дымят(?)ся тучи над тёмн., бездною морской.
7. Вверху одна горит звезда мой взор она манит всегда.
8. Чисто вечерн.. небо ясны далёк., звёзды.
9. Мрачен свод небес и тучи пробегают одна безмолвно за другой.
10. Играют волны ветер свищ..т и мачта гнёт(?)ся и скрипит. (М. Лермонтов)

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, а за прудом село дымится.
Полная луна блестит меж вётел над прудом, и возле берега волна с холодным резвится лучом.
Уж за горой дремучею погас вечерний луч, едва струёй гремучею сверкает жаркий ключ.
Горные вершины спят во тьме ночной, тихие долины полны свежей мглой.
Молчит табун, река журчит одна.
Ревёт гроза, дымятся тучи над тёмной бездною морской.
Вверху одна горит звезда, мой взор манит она всегда.
Чисто вечернее небо, ясны далёкие звёзды.
Мрачен свод небес, и тучи пробегают одна безмолвно за другой.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
(М. Лермонтов)

Слово «ключ» имеет омонимы (ключ − родник, ключ − предмет для отпирания двери).
В переносном значении употребляются глаголы: резвиться, спят, ревёт, дымятся, горит, играют, свищет.

Ночной − прил., (какой?) Н. ф. − ночной, в ж. р., ед. ч., П. п. определение.

При постановке пропущенных запятых применяется правило о запятых между частями сложного предложения.

Струёй [струй'ой] − 2 слога
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, безударный
       [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
ё <
       [о] — гласный, ударный
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
6 букв, 7 звуков.

147

ГДЗ к странице 147

730. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1. Ты о чём−нибудь мечтаешь? Есть у тебя какое−нибудь самое большое желание спросил дядя Сергей.
2. Хочу поглядеть, как солнце просыпается смущённо пробормотал Санька.
3. Он порылся в кармане, достал огрызок чернильного карандаша и, взглянув на дядю Сергея, спросил Где писать название.
4. Послюнив карандаш, Санька старательно вывел на носу корабля большими печатными буквами Мечта. (Е. Носов)

«Ты о чём−нибудь мечтаешь? Есть у тебя какое−нибудь самое большое желание?» — спросил дядя Сергей.
«Хочу поглядеть, как солнце просыпается», — смущенно пробормотал Санька.
Он порылся в кармане, достал огрызок чернильного карандаша и, взглянув на дядю Сергея, спросил: «Где писать название?».
Послюнявив карандаш, Санька старательно вывел на носу корабля большими печатными буквами «МЕЧТА».
(Е. Носов)

731. Спишите текст, графически выделяя все части письма. Расставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте обращения.
Образец. O Коля, ты пойдешь с нами в туристический поход?
Дорогой внучек скоро ты закончишь учит(?)ся. Приезжай (к)нам в деревню на всё лето. Я очень по тебе соскучилась Миша.
Папа писал мне что ты хочешь остат(?)ся в город.., чтобы построить л..тающую модель планера. Но этим ты смож..шь занимат(?)ся и (у)нас Приезжа..т дядя Коля он тебе помож..т.
А зна..шь, как у нас сейчас хорошо на озер.. . Лодки уже готовы, и ты сможешь купат(?)ся загорать рыбачить путешествовать.
Приезжай Миша не пожале..шь.
Целую тебя. Твоя бабушка.

 Дорогой внучекО, скоро ты кончишь учиться. Приезжай к нам в деревню на всё лето. Я очень по тебе соскучилась, МишаО!
Папа писал мне, что ты хочешь остаться в городе, чтобы построить летающую модель планера. Но этим ты сможешь заниматься и у нас. Приезжает дядя Коля, он тебе поможет.
А знаешь, как у нас хорошо сейчас на озере! Лодки уже готовы, и ты сможешь купаться, загорать, рыбачить, путешествовать.
Приезжай, МишаО, не пожалеешь!
                                        Целую тебя. Твоя бабушка.

732. Прочитайте стихотворение Н. Рыленкова. Какова его основная мысль?
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Основная мысль стихотворения: словами можно передать наши мысли, чувства, эмоции, но также можно и ранить человека, обидеть его.

 

Ну вот и все, вторая часть учебника закончилась! Ждем вас после каникул!